Педагогика и образование » Активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников » Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для его обучения

Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для его обучения

Страница 2

Большую роль играет также развитие у детей логического мышления. В старших классах Ушинский ставил вопрос о межпредметных связах, о связи обучения с жизнью, о развитии у детей потребности учиться. По мнению Ушинского, в начальной школе методы обучения должны способствовать развитию у детей активности, самостоятельности, интереса к учению. Он подвергал суровой критике догматический метод обучения, особенно в первые годы учения, когда затрачивается огромное количество времени на бессмысленное заучивание детьми букв, слогов, слов.

Он настаивал на введение в школе аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Он разработал последовательность применения этого метода на уроке. Смысл ее состоял в следующем: сперва идет звуковой разбор, потом письмо, потом чтение написанного, затем чтение тех же слов и фраз в печатной азбуке, потом чтение и переписка из печатной азбуки новых слов и фраз, не бывших в письме. После осуществляется отыскивание знакомых букв и слогов в каком-нибудь рассказе. Работа заканчивается сложением слов из букв печатной азбуки, наклеенных на картоне. Указанная схема позволяет ученикам осмысленно осваивать звуки и буквы алфавита, позволяет осуществлять одновременное изучение звука и буквы с письмом, чтением, быстро формирует навыки устной и письменной речи, а главное - сокращает срок обучения грамоте.

Много внимания Ушинский уделил разработке методики объяснительного чтения, где дети должны глубоко и осмысленно понять содержание изучаемого материала. Причем учитель должен осознавать разницу усвоения знаний при изучении художественного произведения и научно-деловой статьи. При изучении естествоведческого материала Ушинский рекомендовал проведение экскурсий, опытов, лабораторных занятий.

Не оставил без внимания Ушинский и такой важный вопрос, как структура урока в начальной школе, основные признаки урока. Ушинский выделил такие основные признаки урока: «уменье .рельефно выставлять вперед главную мысль или главный факт на уроке; обеспечение естественной связи новых знаний с ранее усвоенными детьми . (привязывать к основам, уже прочно укоренившимся знаниям, новые мысли и новые факты); обеспечение возможно более высокой заинтересованности и активности учащихся; обеспечение вполне осмысленного и прочного овладения учащимися знаниями, которые сообщаются во время урока; наличие образцового порядка и дисциплины в классе».

Интересны высказывания Ушинского об урочной системе в подготовительных классах. Он осуждал предметное преподавание в начальных классах. Он считал, что в этих классах обучение надо строить не по предметному принципу. В основе преподавания в этих классах должен быть родной язык. Предметное же преподавание в подготовительных классах приводит к тому, что «каждый из преподавателей заботиться только о том, чтобы знали его предмет, и никто не считает себя обязанным подумать вообще об умственном и нравственном развитии детей». «Предметная система учения, - говорил он о работе в подготовительных классах, - это рак общественного воспитания, и пока вы не излечите этой болезни, то, как не перестраивайте ваши училища - ничего не выйдет хорошего». Хорошо сказано. Думается, не мешало бы и сегодня вспомнить об этом.

Таким образом, Ушинский считал, что обучение должно носить не только развивающий характер, но и глубоко воспитывающий. Какими бы широкими знаниями не обладал человек, как бы сильно не были развиты его умственные силы, он все же будет неполноценным человеком, если в нем не будут развиты нравственные чувства, нравственные понятия. Все его учебные книги развивали у детей чувство любви к Родине, русскому народу, русскому языку.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Модель многоуровневой системы телеобучения
Итак, мы пришли к выводу, что процесс обучения подразумевает существование фрактального измерения. Обучаемые должны уметь переключаться с режима самообучения на усвоение того, что могут им сообщить другие люди. В соответствии с теорией Л.С. Выготского, человек кроме способности к самообучению распо ...

Роль школьной библиотеки в учебном процессе
«Школа – это прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения». В.А. Сухомлинский Библиотека в школе . Что это? Информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает свою страте ...

Характеристика словесной оценки
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анал ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2202