Педагогика и образование » Активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников » Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для его обучения

Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для его обучения

Страница 2

Большую роль играет также развитие у детей логического мышления. В старших классах Ушинский ставил вопрос о межпредметных связах, о связи обучения с жизнью, о развитии у детей потребности учиться. По мнению Ушинского, в начальной школе методы обучения должны способствовать развитию у детей активности, самостоятельности, интереса к учению. Он подвергал суровой критике догматический метод обучения, особенно в первые годы учения, когда затрачивается огромное количество времени на бессмысленное заучивание детьми букв, слогов, слов.

Он настаивал на введение в школе аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Он разработал последовательность применения этого метода на уроке. Смысл ее состоял в следующем: сперва идет звуковой разбор, потом письмо, потом чтение написанного, затем чтение тех же слов и фраз в печатной азбуке, потом чтение и переписка из печатной азбуки новых слов и фраз, не бывших в письме. После осуществляется отыскивание знакомых букв и слогов в каком-нибудь рассказе. Работа заканчивается сложением слов из букв печатной азбуки, наклеенных на картоне. Указанная схема позволяет ученикам осмысленно осваивать звуки и буквы алфавита, позволяет осуществлять одновременное изучение звука и буквы с письмом, чтением, быстро формирует навыки устной и письменной речи, а главное - сокращает срок обучения грамоте.

Много внимания Ушинский уделил разработке методики объяснительного чтения, где дети должны глубоко и осмысленно понять содержание изучаемого материала. Причем учитель должен осознавать разницу усвоения знаний при изучении художественного произведения и научно-деловой статьи. При изучении естествоведческого материала Ушинский рекомендовал проведение экскурсий, опытов, лабораторных занятий.

Не оставил без внимания Ушинский и такой важный вопрос, как структура урока в начальной школе, основные признаки урока. Ушинский выделил такие основные признаки урока: «уменье .рельефно выставлять вперед главную мысль или главный факт на уроке; обеспечение естественной связи новых знаний с ранее усвоенными детьми . (привязывать к основам, уже прочно укоренившимся знаниям, новые мысли и новые факты); обеспечение возможно более высокой заинтересованности и активности учащихся; обеспечение вполне осмысленного и прочного овладения учащимися знаниями, которые сообщаются во время урока; наличие образцового порядка и дисциплины в классе».

Интересны высказывания Ушинского об урочной системе в подготовительных классах. Он осуждал предметное преподавание в начальных классах. Он считал, что в этих классах обучение надо строить не по предметному принципу. В основе преподавания в этих классах должен быть родной язык. Предметное же преподавание в подготовительных классах приводит к тому, что «каждый из преподавателей заботиться только о том, чтобы знали его предмет, и никто не считает себя обязанным подумать вообще об умственном и нравственном развитии детей». «Предметная система учения, - говорил он о работе в подготовительных классах, - это рак общественного воспитания, и пока вы не излечите этой болезни, то, как не перестраивайте ваши училища - ничего не выйдет хорошего». Хорошо сказано. Думается, не мешало бы и сегодня вспомнить об этом.

Таким образом, Ушинский считал, что обучение должно носить не только развивающий характер, но и глубоко воспитывающий. Какими бы широкими знаниями не обладал человек, как бы сильно не были развиты его умственные силы, он все же будет неполноценным человеком, если в нем не будут развиты нравственные чувства, нравственные понятия. Все его учебные книги развивали у детей чувство любви к Родине, русскому народу, русскому языку.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Закономерности протекания инновационными процессами
Инновационный процесс, как любой другой, подчиняется определенным законам. На них указывает в соей работе В.Е.Гмурман. Закон необратимой де ...

Основные подходы к вопросу о логопедической работе при специфических нарушениях письма
В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы, имеющей профилактический характер. Об ...

Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках. Педагогические взгляды Ф. Скорины, С. Будного, С. Полоцкого
До середины XVII в. Правобережная и Западная Украина, Белоруссия входили в состав Польско-литовского государства. Сохранив свои традиции, у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru