Мышление - самый сложный из процессов познания, причем его сложность такова, что превосходит даже возможности языка в однозначном выражении сути мышления. Дать исчерпывающее определенно мышлению, ограничив его простым или единственным предложением, практически невозможно. Однако мышление можно описать с разных сторон, использовав для этого понятия о видах, формах мышления, теории его происхождения и развития, об особенностях творческого мышления. Все это определяет актуальность данной работы.
Объект исследования: мыслительная деятельность дошкольников и младших школьников.
Предмет исследования: активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников.
Цель исследования: выявить формы и методы педагогической работы, развивающие способности дошкольников и младших школьников к мыслительной деятельности.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи: дать понятие мышления как психологической категории; рассмотреть теории мыслительной деятельности и их практическое значение для обучения ребенка младшего школьного возраста; выявить особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для его обучения; определить формы и методы создания психологического комфорта для первоклассников как фактора развития их познавательной мыслительной деятельности; описать методику преподавания математики по учебно-методическому комплекту «Гармония» в её значении для развития мыслительной деятельности учащихся и эксперимент активизации мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи.
Методы исследования: эмпирические, эвристические, обработки данных.
Работа базировалась на трудах: Е.В. Авдониной, Э.И. Александровой И.И. Аргинской, Л.Г. Афанасьева, В.В. Давыдов, Н. Купарадзе, В.В. Репкина, З.М. Романовской и других.
Основная гипотеза заключается в том, что активизация мыслительной деятельности младших школьников происходит в процессе создания комфортных условий для обучения современными интерактивными психолого-педагогическими методами нашла свое полное подтверждение в ходе исследования.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) и шести подглав, заключения, списка использованной литературы из 26 источников и трех приложений. В число использованных литературных источников вошли научные труды по психологии и педагогике, а также опыт практической деятельности, описанный в журналах «Начальная школа» за 2000-2007 годы.
Выявление уровня развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста
Практическая работа проводилась в детском саду «Солнышко» 5-6 лет старшая группа. Цель: изучение уровня развития быстроты. Задачи: 1. Выбрать диагностику. 2. Провести диагностику у детей старшей группы. 3. Проанализировать результаты исследования. Исследования проводились по методике Ноткиной Н.А. ...
Инновационные технологии изучения диалектной лексики
1. Рефлексивный вопрос выступает и как метод, и как прием обучения и познавательной деятельности. Рефлексивный вопрос имеет свои этапы – этап ориентировки, этап планирования, этап реализации, этап контроля. Например, на этапе ориентировки: - Хочу ли я изучить диалектную лексику? Зачем мне нужны эти ...
Процессы обслуживания читателей в школьных библиотеках
Приняв за аксиому существование прочной взаимосвязи между запросами читателей и библиотечными услугами, необходимо отметить, что поскольку содержание запросов почти всегда различно, то и содержание услуг всегда имеет свою специфику и ресурсную базу их выполнения. В течении прошлых десятилетий техно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.