Педагогика и образование » Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте » Формирование у ребенка грамматического строя русского языка

Формирование у ребенка грамматического строя русского языка

Страница 3

Многочисленные примеры детского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыков родного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемых грамматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи – не усвоил речевой нормы. Словотворчество может проявляться в

а) словообразовании;

б) словоизменении.

а) дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили, например:

по аналогии с течь (сущ.): «копь», «капь», «тепь»

по аналогии с бег: «прыг», «сид»

по аналогии с певун: «чистун», «светлун»

по аналогии с краснота: «грязнота», «голубота»

по аналогии с воспитатель: «думатель», «говоритель», «вставитель»

па аналогии с храбрость: «умность», «плохость», «худость», «сладкость»

по аналогии с сидение: «спание», «звонение», «устание», «боление»

по аналогии с прибить: «примолоточить», «прилаять»

И эти примеры можно продолжать без конца – нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы свои слова. Взрослые понимают смысл этих новообразований по той простой причине, что собственно смысловых грамматических ошибок тут и нет: приставки, суффиксы употреблены совершенно осмысленно, у них правильные значения; просто дети еще не помнят с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи те или иные суффиксы и приставки.

б) Дети изменяют слова в речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, продуктивно образуют форму множественного числа. К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие группы слов, такие, как есть, ехать, расти (каждый из них составляет особую группу спряжения) разносклоняемые существительные и др. Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому словотворчество, связанное с ними, всегда заметно.

Вывод: данном параграфе мы рассмотрели процессы формирования грамматических навыков у детей, изучили этапность и основные стадии усвоения морфологических категорий, также мы сделали вывод о том, что ошибки на этапе усвоения грамматики родного языка, не есть ошибки, а норма, так как показывают, что ребенок осмысленно употребляет какую-то форму, но еще не усвоил, что она, например, является исключением. Здесь мы уже также упоминали о словотворчестве, которое проявляется в процессе словообразования. В следующем параграфе мы предлагаем рассмотреть их более подробно, опираясь на классификацию по Т.Н. Ушаковой.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Технология организации обучения информатике учащихся 5–6 классов с помощью игр
В данной главе рассматривается технология организации обучения информатике учащихся с помощью игр, основные игровые элементы, применяемые н ...

Формирование игровой деятельности
Первоначальной задачей педагогического коллектива является создание условий для развития игровой деятельности. Здесь важное значение имеет ...

Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Психофизиологические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Составной частью ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru