Педагогика и образование » Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте » Методика «Дайте название картинке»

Методика «Дайте название картинке»

Страница 2

«Здесь черные, здесь коричневые . здесь много, здесь мало .» (рассматривая счеты)

Двигательные реакции (совпадают с двигательными реакциями предыдущей методики):

хмурили брови (наблюдалась у многих детей)

Почесывали затылок (дети старшего возраста, специально, показывая тем самым степень серьезности отношения к эксперименту).

Девочка, которая носит очки, поправляла их.

Смотрели на потолок.

Ходили, вставали.

Некоторые дети, увидев жирафа с кенгуру после беседы пытались изобразить данное животное.

Ответы испытуемых на предложенные вербальные основы можно найти в протоколе исследования в приложении к данной работе. Ниже мы представляем сводную таблицу ответов - в ней найдут отражение наиболее интересные ответы детей, а также количество новых слов, придуманных детьми в ходе эксперимента по данной конкретной картинке (так как были случаи, что дети просто выбирали слово, уже имеющееся в языке).

Количество новых придуманных слов

Наиболее интересные ответы

1

4

плечник, ведрышки, носитель

2

9

наглазник, зрачкун

3

1

кенжир, жирафик с руками

4

2

носатик, кисутка

5

10

считание. считалка

6

1

дырокол, проливайка

7

12

гладилка, утюжница

8

1

самолет, вертолет, летчик, летатель

9

8

слушалка, трубочка, палочка

10

0

кролик, тигр, кролик в тигриной шкуре, переоделся

11

11

поливайка, поливалка, цветочник

12

11

водяной пистолет, брызгалка

Комментарии:

Дети более младшего возраста не могли отвечать в рамках данной методики, испытывали трудности, называли предметы сочетаниями звуков, или приносили свои игрушки, показывали, что они похожи. Дети старшего возраста с легкостью придумывали новые слова или, говорили уже известные им слова, относящиеся к другим, но похожим предметам. Время не ограничивалось, но, тем не менее, хочется отметить, что данная методика проходила несколько дольше предыдущей.

Выводы по данной методике: результаты данного эксперимента подтверждают наше предположение о том, что феномен словотворчества является закономерностью развития детской речи. Дети, рассматривая изображения забавных предметов, сочетающих в себе определенные известные характеристики повседневных предметов и странные неизвестные характеристики, имеют выбор или придумать новое слово, для обозначения предмета, или выбрать уже имеющееся в словаре и лишь дополнить его деталями. Эксперимент показал, что большинство детей выбирают первое.

В рамках данного практического параграфа мы описали ход эксперимента, состоящего из анализа и классификации единиц словотворчества, приведенных на основе личного опыта и бесед с родителями, а так же из методик «Что это такое?» и «Дай название картинке». Идея представленных методик взята у других авторов (Ушакова), но вербальные и визуальные опоры разработаны нами. Первая из двух названных методик направлена на доказательство наличия сходных механизмов словотворчества у детей, вторая имеет своей целью доказательство наличия словотворчества у детей разных возрастных групп.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Общее понятие микроклимата как более частное понятие социально-психологического климата
Определение социально психологического климата, данное А.В. Петровским достаточно широко и относится к общему понятию. Данный термин используется для определения общности любого порядка, т.е. и к обществу в целом и к школе. Словом "микроклимат" мы будем обозначать социально - психологичес ...

Цель, контингент, описание диагностических методик
Цель: изучение уровня сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Контингент: констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ «Прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Суворова. В состав группы для обсл ...

Рейтинговая система контроля
В последние годы все большее распространение получает рейтинговая система контроля успешности обучения студентов, позволяет снять недостатки традиционной системы контроля или, по крайней мере, нейтрализовать некоторые из них. Она предназначена для организации учебно-воспитательного процесса на базе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0285