Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания
Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.
«Нагрузкой» в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических ресурсов) и с утомлением. Последнее же неизбежно связано с отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы, обусловленные нагрузкой. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.
Между предельными показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные соотношения. Максимальные по интенсивности нагрузки могут длиться лишь от долей секунды до нескольких секунд. Предельные же по объему нагрузки могут иметь лишь относительно невысокую интенсивность. Чем выше интенсивность какого-либо упражнения, тем меньше возможный объем нагрузки, и наоборот.
Нагрузка в различных методах физического воспитания бывает стандартной—практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения — и переменной—меняющейся по ходу упражнения. Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов методики физического воспитания.
Возможность различных подходов к освоению и регламентации двигательных действий
Наряду с указанными способами регулирования нагрузки и отдыха в методах физического воспитания воплощаются рациональные подходы к освоению двигательных действий и определенные формы их общей регламентации (организации и регулирования).
Возможны два противоположных подхода к освоению двигательных действий: с первоначальным расчленением их на составные элементы и без расчленения (т. е. сразу в целостном виде). Оба эти подхода целесообразны в зависимости от особенностей изучаемых действий (их сложности или простоты), уровня предварительной подготовленности занимающихся и других условий. Точно так же и при воспитании физических качеств бывают необходимы как относительно избирательные, так и целостные воздействия на различные функциональные свойства организма.
Знакомясь с многообразием конкретных методов физического воспитания, принципиально важно исходить из того, что ни один метод, взятый сам по себе, никогда не может оцениваться как единственно полноценный. Успех гарантирует лишь умелое применение всего комплекса научно и практически оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента занимающихся и условий занятий.
Компетентностный подход в условиях двуязычной подготовки специалистов по
управлению качеством
Вооружить студентов профессиональными знаниями и умениями не является единственной задачей высшего профессионального образования. Деятельность вуза также направлена на помощь в становлении личности будущего специалиста, адекватной требованиям, предъявляемым обществом, т.е. вуз помогает сформировать ...
Методика исследования влияния профориентационных игр
на профессиональное самоопределение школьников
Педагогический эксперимент по проверке эффективности влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился в МОУ СОШ № 32 г. Магнитогорска. Для реализации условий по повышению эффективности профориентации учащихся и проведению эксперимента были выбраны два класса ...
Условия реализации модульной технологии обучения в ГФ УИПА
Я не могу объективно судить об условиях реализации модульной технологии обучения в учебных заведениях Украины, т.к. не обладаю нужной информацией. Но условия реализации модульной технологии обучения в УИПА весьма плачевны. Уже год как мы «перешли» на новую технологию обучении, которую очень трудно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.