Отличительными характерологическими признаками персонального компьютера в качестве электронного технического средства обучения являются автоматичность и наличие обратной связи. Дидактическими преимуществами персонального компьютера по сравнению с другими средствами обучения являются:
полифункциональность;
интерактивность;
диалоговое взаимодействие;
многообразие возможных режимов, организационных форм работы.
В качестве средства обучения компьютер способен реализовать все преимущества технических средств обучения. В то же время применение компьютеров в процессе обучения определяется требованиями, предъявляемыми к техническим устройствам, и должно соответствовать определенным принципам. В компьютерной лингводидактике релевантными считаются следующие принципы использования технических средств обучения:
обусловленности;
необходимости;
информативности;
надежности.
Принцип обусловленности.
Предписывает четкое определение условий применения компьютера в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.
Принцип необходимости.
Обуславливает применение компьютера только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно:
увеличить скорость усвоения материала;
активизировать речевую деятельность;
достичь учебной цели наиболее рациональным способом;
облегчить работу преподавателя или обучаемого;
сократить время.
Принцип информативности.
Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку компьютер позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди технических средств обучения компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения иностранному языку.
Принцип надежности.
Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием компьютера.
Функции компьютера в обучении языкам можно объединить в две большие группы:
1. Функции, при реализации которых компьютер исполняет роль одного из участников учебного процесса (преимущественно обучающего);
2. Функции компьютера в качестве инструмента деятельности.
Функции преподавателя и учащегося взаимно дополняют друг друга, поэтому процессы компьютеризации их деятельности тесно взаимосвязаны, компьютерные средства, имитирующие определенный аспект деятельности обучающего, являются одновременно инструментом работы обучаемого. Например, справочно-информационные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как средства, реализующие информативную роль учителя, а с другой стороны, в качестве инструмента информационной поддержки деятельности обучаемого.
В качестве инструмента деятельности и преподаватели, и учащиеся используют преимущественно компьютерные средства общего назначения, специально не предусматривающие выполнение задач обучения. К таким средствам относятся, прежде всего, разнообразные текстовые редакторы, обеспечивающие техническую поддержку процесса обучения и позволяющие пользователям тиражировать учебные материалы, оформлять задания, работать над созданием новых текстов.
Цель, задачи, принципы деятельности социального педагога
коррекционной школы по формированию здорового образа жизни воспитанников
Целью деятельности социального педагога специального учреждения по формированию здорового образа жизни является помощь детям с ограниченными возможностями в процессе их здоровой социализации. Данная цель достигается через решение следующих задач: изучить развитие личности в условиях ограничения воз ...
Развитие речи у детей в онтогенезе
По определению В. А. Калягина, речь – это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь рассматривают в качестве основного механизма мышления, основы сознания, средства регуляции и контроля собственной деятельности, отраж ...
Модель авторской педагогической технологии.Классификационные параметры
Модель моей педагогической технологии включает в себя элементы следующих технология: групповой, сотрудничества, игровой, уровневой дифференциации, “диалог культур”, проблемного обучения, Контроль знаний Шаталова. По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся + гуманис ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.