Место и количество тех и других игр, игровых упражнений в режиме дня должно быть предварительно спланировано на основе тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития учеников. В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижности). Посредством простого наблюдения учитель может выявить группу детей большой подвижности. Они наиболее активны и энергичны как в процессе уроков, так и на переменах, а в ходе организованных и самостоятельных подвижных игр чаще всего бывают лидерами. Вместе с тем нередко именно им бывают, свойственны реактивность, неуравновешенность и конфликтность поведения. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть происходящего, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий, в том числе в играх со сверстниками.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто становятся инициаторами игр. Движения у них обычно уверенные, четкие, целенаправленные.
Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держатся в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным, выбирая деятельность, не требующую большого пространства; даже на прогулках они мало двигаются.
Деление детей на группы в зависимости от их подвижности может быть положено в основу предварительного планирования игровых оздоровительных программ. В дальнейшем управление режимом двигательной активности школьников со стороны педагога предполагает дифференцированную регуляцию, оптимизацию двигательной активности детей всех названных групп в течение дня. В планировании режима двигательной активности следует также учитывать уровень физического развития и двигательной подготовленности учеников, индивидуальные особенности их поведения, а также степень произвольности (организованности) двигательной активности.
В зависимости от задач, требующих своего решения средствами игры, педагог определяет формы реализации игровых программ (см. табл. 2), принимая во внимание те общие и частные оздоровительно-профилактические возможности, которыми располагает каждая из них.
Таблица 2. Ресурсы режима жизнедеятельности младшего школьника в обеспечении игровой двигательной активности.
Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера |
Организационные формы | |
Школа |
Первая половина учебного дня |
Физкультурные паузы на общеобразовательных уроках |
Перемены | ||
Динамические паузы между уроками | ||
Уроки физической подготовки | ||
Вторая половина учебного дня |
Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе продленного дня | |
Физкультурные праздники и досуги (общешкольные, параллельных классов или отдельного класса) | ||
Секции (факультативы) подвижных, народных, спортивных или оздоровительных игр | ||
Семья |
Вторая половина учебного дня, выходные дни |
Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организованная двигательная деятельность |
Учреждения дополнительного образования |
Преимущественно вторая половина дня, выходные дни |
Детские спортивные секции и школы |
Детские оздоровительные лагеря, школьные площадки |
Каникулы |
Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря или площадки |
Внедрение программ социально-педагогической направленности
В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Типовое положение – главный нормативно-регулирующий документ, утверждающий основы деятельности и управления особого типа образовател ...
Основные понятия активных форм обучения
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ученику необходимо войти в этот мир. Одна из главных проблем современного обуче ...
Исследование особенностей межличностного взаимодействия в подростковом
возрасте как составляющей педагогического взаимодействия
Педагогическое исследование проводилось на базе 15-той школы г. Канска, в 9 «в» классе. В исследовании принимали участие двадцать три человека. Цель исследования заключалась в изучении особенностей межличностного взаимодействия подростков как составляющей педагогического взаимодействия. В исследова ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.