Нравственные идеи в педагогике волновали умы просветителей в разные времена, одним из которых являлся отечественный Златозем – восточнославянский писатель и проповедник св. Кирилл Туровский. Его богатейшее литературное наследие (поучения, сказания, молитвы, каноны, притчи) насыщено идеалами нравственности, пронизано размышлениями об исправлении человека, о нахождении правильных путей, ведущих к его очищению и моральному совершенствованию. Причем фундамент совершенствования духовного мира каждой личности и общества в целом виделся ему в развитии грамотности, просвещения. В то далекое время, а жил он в 1 веке, Туровского учителя волновало то, что грамотность, образование становились привилегией только отдельных сословий. В связи с этим он замечал, что на пути общественного обустройства знания одинаково нужны всем без исключения людям. В первую очередь Кирилл видел в книгах средство нравственно-духовного усовершенствования личности. Именно они являются одним из главнейших источников "сердечного разума" (добродетели). В представлении Кирилла самостоятельное осмысление книжной мудрости должно быть взвешенным, вдумчивым, с искренней верой в Бога, в правоту христианского вероучения. Общество приблизится к совершенству если каждый человек свои знания, разум и мудрость направит на нравственно-духовное развитие. Просветитель стремился убедить людей в том, что безнравственный, бездуховный человек не может быть мудрым. Несовершенный разум, по мнению Кирилла, - прямой путь к духовной нищете, порочной жизни. Туровский Златослов тесно связывал человеческую мудрость с исполнением основных постулатов христианской этики. Он всемерно стремился растолковать людям необходимость обретения соответствующих знаний как обязательного условия на пути их нравственно-духовного совершенствования. Проповедник предостерегал, что незнание этических требований не только не может быть оправданием, но и наоборот, отягощает ответственность каждого за собственные поступки. Кирилл был убежден в том, что каждый, кто достиг определенных вершин на пути нравственно-духовного развития, обязан содействовать умственному и духовному росту других. Однако, как высоко ни ценил Кирилл мудрость и ум в определении степени совершенства личности, на первое место он ставил смиренность. Не столько в духе самоунижения личности, а, прежде всего, ради противопоставления гордыни, высокомерию, чванству, кичливости, спесивости. Одним из наихудших пороков святитель считал гордыню. Опираясь на основные постулаты христианской этики, Туровский книжник считал, что гордыня является необыкновенно благоприятной почвой для развития духовных недугов, которые, в свою очередь, дают начало и телесным болезням человека. Непосредственно из гордыни развивается "непокоренье", "прекословье", "тщеславие", "кичение", "немилосердие" и другое зло. Согласно христианскому учению Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь. Именно она возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу каждого. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Приобретение этих качеств помогает человеку возвыситься к вершинам добродетели и духовного совершенства.
Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном
возрасте
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно ...
Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств
у детей младшего школьного возраста
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явили ...
Хореографический коллектив в общеобразовательной школе
В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.