Педагогика и образование » Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников » Нравственные идеи в истории педагогики

Нравственные идеи в истории педагогики

Страница 2

Нравственные идеи в педагогике волновали умы просветителей в разные времена, одним из которых являлся отечественный Златозем – восточнославянский писатель и проповедник св. Кирилл Туровский. Его богатейшее литературное наследие (поучения, сказания, молитвы, каноны, притчи) насыщено идеалами нравственности, пронизано размышлениями об исправлении человека, о нахождении правильных путей, ведущих к его очищению и моральному совершенствованию. Причем фундамент совершенствования духовного мира каждой личности и общества в целом виделся ему в развитии грамотности, просвещения. В то далекое время, а жил он в 1 веке, Туровского учителя волновало то, что грамотность, образование становились привилегией только отдельных сословий. В связи с этим он замечал, что на пути общественного обустройства знания одинаково нужны всем без исключения людям. В первую очередь Кирилл видел в книгах средство нравственно-духовного усовершенствования личности. Именно они являются одним из главнейших источников "сердечного разума" (добродетели). В представлении Кирилла самостоятельное осмысление книжной мудрости должно быть взвешенным, вдумчивым, с искренней верой в Бога, в правоту христианского вероучения. Общество приблизится к совершенству если каждый человек свои знания, разум и мудрость направит на нравственно-духовное развитие. Просветитель стремился убедить людей в том, что безнравственный, бездуховный человек не может быть мудрым. Несовершенный разум, по мнению Кирилла, - прямой путь к духовной нищете, порочной жизни. Туровский Златослов тесно связывал человеческую мудрость с исполнением основных постулатов христианской этики. Он всемерно стремился растолковать людям необходимость обретения соответствующих знаний как обязательного условия на пути их нравственно-духовного совершенствования. Проповедник предостерегал, что незнание этических требований не только не может быть оправданием, но и наоборот, отягощает ответственность каждого за собственные поступки. Кирилл был убежден в том, что каждый, кто достиг определенных вершин на пути нравственно-духовного развития, обязан содействовать умственному и духовному росту других. Однако, как высоко ни ценил Кирилл мудрость и ум в определении степени совершенства личности, на первое место он ставил смиренность. Не столько в духе самоунижения личности, а, прежде всего, ради противопоставления гордыни, высокомерию, чванству, кичливости, спесивости. Одним из наихудших пороков святитель считал гордыню. Опираясь на основные постулаты христианской этики, Туровский книжник считал, что гордыня является необыкновенно благоприятной почвой для развития духовных недугов, которые, в свою очередь, дают начало и телесным болезням человека. Непосредственно из гордыни развивается "непокоренье", "прекословье", "тщеславие", "кичение", "немилосердие" и другое зло. Согласно христианскому учению Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь. Именно она возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу каждого. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Приобретение этих качеств помогает человеку возвыситься к вершинам добродетели и духовного совершенства.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Профессионально-педагогическое образование в России с 1917 г. по XXI век
После Октября 1917 г. наступает новый период в развитии профессионального образования (1917–1990 гг.), отличающийся от предшествующих этапов, прежде всего новой государственной идеологией (государственность, всеобщая трудовая подготовка, доступность, преемственность, бесплатность, светскость, комму ...

Принципы гностической деятельности
Гностическая деятельность учителя физического воспитания – это, прежде всего, анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств ...

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи
На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Рекомендации состоят из двух блоков. Первый блок реком ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0102