Педагогика и образование » Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников » Народная педагогика: общая характеристика

Народная педагогика: общая характеристика

Страница 1

Каждая нация имеет собственную имплицитную концепцию воспитания, которая отражает особенности условий жизни и менталитета. Уже хрестоматийным стало высказывание К.Д. Ушинского: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа". Современный интерес к этнопедагогической культуре, изучение отечественными учеными многовекового опыта воспитания позволяют прогнозировать существенное углубление разработки теоретических основ воспитательного процесса и повышение его результативности. В числе первостепенных трудностей этого пути можно назвать неоднозначность, иногда даже полярность подходов к определению как самого понятия "этнопедагогика", так и места ее в системе педагогической культуры. В значительной степени задача еще более усложняется попытками разграничить понятия "этнопедагогика" и "народная педагогика". По существу, методологической основой и эмпирическим базисом изучения этнопедагогической культуры является этнография. Достаточно вспомнить, что у восточных славян научное осмысление народного воспитательного опыта и народно-педагогических идей чаще всего проводилось в рамках именно этнографических исследований. Достижения этнографии помогают выяснить роль и место народно-педагогических идей в системе культуры того этноса, а также установить их отличие от приобретений данных социокультур. В 30 – 40-е годы из-за изменения политизации в стране практически останавливаются исследования этнопедагогического направления. В 50 – 60-е г.г. ведутся работы по изучению народно-педагогической культуры этнических групп России, среднеазиатских республик, Казахстана, Украины и других республик СССР. В этот период народная педагогика рассматривается в советском аспекте. Примерно в середине 60-х годов ученые под народной педагогикой понимали в основном педагогическую мысль, идею. Постепенно в народе более расширялось понимание педагогики как совокупности педагогических идей и воспитательной работы. Усилилось влияние этноса на изучение народной педагогики. Известный педагог Г.Н. Волков в своей монографии "Этнопедагогика" сделал попытку разграничить понятия "народная педагога" и "этнопедагогика".

"Народная педагогика" – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п."

"Этнопедагогика" – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации". Самого автора, очевидно, не совсем удовлетворило такое разграничение, и поэтому последовала оговорка: "Термином "народная педагогика" можно, конечно, обозначить и отрасль науки, изучающую педагогические знания и опыт народа". Термин " этнопедагогика" получил динамичное распространение, при этом все те многие ученые отождествляют его с термином "народная педагогика". Одна из редких попыток развести понятия сделана Г.А. Комаровой. Она предложила определение этнопедагогики как "науки, которая раскрывает закономерности процесса социализации личности и акцентирует свое внимание на этнической специфике этого процесса в различных обществах и культурах". По мнению ученого, под народной педагогикой надо "понимать науку о народном воспитании молодого поколения". Комарова считает, что понятие" этнопедагогика" более широкое, чем "народная педагогика". Первая, с точки зрения Г.А. Комаровой, изучает всю "систему социализации" личности, в то время как предмет изучения второй – процесс воспитания, а он представляет собой только определенную составную часть этой системы. Е.А. Христова, конкретизируя термин "народная педагогика", делает вывод о необходимости рассмотрения еще двух близких, но не совпадающих понятий – "педагогическая народная культура" и "педагогическая традиционно-бытовая культура".

Анализ этих и аналогичных работ приводит к выводу, что в настоящий момент учеными стран СНГ термин "народная педагогика" понимается далеко не однозначно:

- как совокупность педагогических взглядов, идей, эмпирических знаний, присущих народным массам;

- многовековой воспитательный опыт народа или народно- воспитательная практика;

Синтез народно-педагогической мысли, эмпирических народно-педагогических знаний и воспитательной народной практики; наука о народном воспитании.

Полноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности. В последние 25-30 лет появилось большое число публикаций, авторы которых пытаются выделить ведущие признаки, характеризующие тот или иной уровень нравственного развития детей. Преобладает функциональный, «атомарный» подход к моральной оценке воспитанников Н.В. Ефременко, Л.А.Иванова, Н.И. Монахова и др., рекомендующий опираться на достаточно обширные перечни рядоположительных, не связанных в целостную структуру личности нравственных свойств, таких, например. Как трудолюбие, гуманность, коллективизм, честность.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности учебной деятельности младшего школьника
Начало школьного периода жизни ребенка характеризуется изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, чем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во всей системе его отношений с взрослыми и сверстниками, тем сильнее в ребенке укрепляется сознание сво ...

Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Теория А. С. Макаренко непосредственно вырастала из практики: на протяжении 16 лет он талантливо и п ...

Эффективность логистической системы
Ученые в области логистики считают, что на данный момент не существует универсальной модели оценки эффективности логистической системы, способной учитывать все переменные, все нюансы и все возможные ситуации. Тем не менее один параметр, который может связать всю логистическую систему с учетом всех ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.3387