В соответствии с принятым пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Выделение в структуре и содержании ценностных ориентаций этих двух групп ценностей позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», понять уровень сформированности нравственных ценностей, а с другой - оценить умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.
Анализ данных ведётся в строгом соответствии с процессуальной моделью предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций, изложенной выше. Это означает, что прежде всего следует определить степень сформированности психологического механизма ценностных ориентаций, т.е. особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ценностных ориентаций, является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности. Таким образом, по степени сформированности психологического механизма можно выделить три основные группы подростков:
1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ценностных ориентаций;
2) учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;
3) учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась.
Как показывает практика, в процессе формирования нравственного сознания подростков для предупреждения и преодоления их асоциального поведения ориентация должна быть направлена: на нравственные поступки личности, связанные с моральными ценностями, мотивацией, имеющей общественную значимость, на систему этических ценностей, норм и правил поведения, традиции, обычаи, нейтрализацию и коррекцию порицаемых в социуме форм поведения и отношений. Важно сформировать духовный облик подростка, основывающийся на нравственном идеале, выступающий как цель образования личности.
Исходя из синергетики, разработка методики реализации формирования и коррекции нравственных ценностей основывается на неравновесности как личности подростка, так и самого процесса его развития и предусматривает:
в познавательной деятельности – столкновение мнений, выяснение трудностей при решении конкретных образовательных задач;
постановку подростков в ситуацию выбора общественно значимых ценностей как ориентиров в поведении и отношениях;
оценку положительных и негативных сторон не только личности подростка, но и социальных явлений;
формирование установки на ценностное отношение к своим поступкам и общественным явлениям;
Понятие и сущность
агрессивного поведения
В переводе с латинского языка "агрессия" [aqqressio] означает "нападение". В настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навред ...
Особенности воспитательного процесса и его
содержание
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности (рис. 1). В той части, где формирование личности имеет управляемый, контро ...
Цикловое планирование занятий
Профессия учителя, педагога – творческая профессия. Справедливо считается, что она находится на стыке науки и искусства. От педагога требуется совершенное владение не только предметом, который он преподает, но и педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.