Педагогика и образование » Анализ стандартов по истории для средней школы » Концептуальные основы образовательного стандарта по истории

Концептуальные основы образовательного стандарта по истории

Страница 7

Выделение общих учебных умений, навыков и способов деятельности как важного ориентира в построении системы исторического образования предполагает повышенно внимание к развитию межпредметных связей курса истории. На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении Обществоведения. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной обласБриИвкуоеии<и».истории в старшей школе межпредметные связи приобретают определенную специфику. История входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. В этих условиях важно обеспечить взаимосвязь курса истории с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей - особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании познавательной и социально-мировоззренческой компетентности учащихся. Не менее значимы межпредметные связи и в рамках профильного исторического образования. Углубленное изучение истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и, прежде всего, является частью единой системы предвузовской гуманитарной подготовки.

Приоритетные направления в преподавании истории. Акцентированное внимание к личностным аспектам учебного процесса, утверждение деятельностного и комптентностного подходов не только предъявляют новые требования к подготовке учащихся, но и требуют обновления профессионального «арсенала» учителя. В то же время было бы неверно говорить о необходимости каких-либо радикальных, «революционных» новаций в этой сфере. За последнее десятилетие в теории и практике преподавания истории было разработано немало перспективных технологий, позволяющих на высоком уровне решать задачи развивающего обучения. Проблема заключается скорее в поиске эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса. Принципиально новые задачи по развитию методики преподавания стоят прежде всего в сфере предпрофильного и профильного исторического образования, а также организации системы итогового контроля знаний и умениЧЦмшциршжное развитие методики преподавания истории ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

При профильном изучении истории в старшей школе возможен и переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения исторического материала - от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. Сам по себе такой традиционный путь познания вполне оправдан и в наибольшей степени соответствует традициям исторической науки. Однако он неизбежно перегружает содержательную основу учебного процесса излишними, второстепенными фактами. В особой степени это сказывается именно в старшей школе, где при сокращении объема учебного времени возрастает уровень сложности материала. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения исторических процессов: «всеобщее- общее - единичное». Подобный подход особенно эффективен для изучения истории цивилизаций.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Проблемы повышения качества учебы в советской школе
Главной задачей школы в послевоенный период была борьба с второгодничеством, для чего применялся целый ряд мер. Практиковались дополнительн ...

Маркетинг образовательных услуг
Образование — новая, поисковая, перспективная сфера маркетинга. Поиск наиболее оптимальных вариантов обучения, а также привлечение обучающи ...

Характеристика подросткового класса
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения педагогики и психологии) для учителя, воспитателя, что есть определе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru