Педагогика и образование » Анализ стандартов по истории для средней школы » Концептуальные основы образовательного стандарта по истории

Концептуальные основы образовательного стандарта по истории

Страница 3

При формировании отдельного историко-краеведческого учебного модуля в IX классе следует соблюдать требования обязательного минимума содержания стандарта и предварить изучение истории родного края в XX в. кратким историческим экскурсом. Но основной объем отведенного учебного времени должен быть ориентирован на изучение социально-экономических, политических, и этнокультурных аспектов развития региона в Новейшее время. Основными содержательными линиями в рамках такого подхода могут стать следующие тематические блоки: «Положение и роль региона в составе Российской империи», «Роль миграций в социально-экономическом и культурном развитии родного края», «Своеобразие процесса урбанизации в регионе в условиях индустриализации в СССР», «Внешняя политика советского государства и родной край: формирование и перемещение государственных границ, жизнь приграничных регионов», «Повседневная жизнь советских людей: общее и особенное в регионе», «Власть и религия: региональный аспект», «Межэтнические отношения в регионе в советские годы», «Положение и роль региона в Российской Федерации. Межрегиональное и приграничное сотрудничество», «Миграционная карта региона в современных условиях», «Становление современного поликультурного, полиэтнического и многоконфессионального российского общества и государства в конце XX — начале XXI в.: региональные аспекты». Выбор такой проблематики может обеспечить не только внутрипредметные, но и межпредметные связи с курсом обществознания. российское гражданство

Важность отдельного историко-краеведческого учебного модуля в IX классе обусловлена и еще одним фактором. В соответствии с ФБУП в IX классе именно в рамках регионального компонента, а также компонента образовательного учреждения предстоит решать задачи предпрофилыюп подготовки учащихся. В основе предпрофильной подготовки должны лежать курсы по выбору. Они могут представлять собой и расширенный, углубленный вариант какого-либо раздела базового курса, и интегрированный модуль, объединяющий фрагменты из различных предметов. В обоих случаях курсы по выбору должны быть ориентированы не только на углубленное изучение предмета, но и на овладение общеучебными умениями и навыками, которые позволят ученику успешно осваивать программу старшей профильной школы (поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии, проектная работа и т.д.).

Историко-краеведческий учебный модуль, ориентированный на приоритетное изучение современной истории региона и предполагающий активное использование межпредметных связей с обществознанием, в высокой степени отвечает этим требованиям. Он включает содержательный материал, способный подготовить учащихся не только к осознанному выбору социально-гуманитарного профиля, но и более конкретного направления будущей предвузовской подготовки. При занятиях по историческому краеведению в его современной трактовке учащиеся получают возможность активно использовать широкий круг доступных материалов, обращаться к проблемам, вызывающим у них личностный интерес и имеющим практическое социальное значение, выполнять учебные задания, способные составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»).

Принципы отбора содержания курса истории в старшей школе связаны с переходом от преимущественного изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу. У учащихся формируются систематизованные знания об историческом прошлом, происходит обогащение их социального опыта при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет специфики исторического развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни.

Методологическая направленность курса истории в старшей школе сохраняет преемственность с основной школой, но приобретает и определенную специфику. Структура курса в значительной степени определяется теорией модернизации, но значительное внимание уделяется и изучению иных методологических концепций и подходов, дискуссий современных историков. При изучении древней и средневековой истории акцент перенесен на изучение истории цивилизаций, как особых социокультурных систем, отражающих специфику духовных традиций, нравственных установок, моделей экономического и правового поведения человека. Таким образом, изучение истории строится на принципе методологического плюрализма, что является важнейшей основой развития критически мыслящей личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Созданная компьютером виртуальная реальность
Создаваемая компьютером ВР стремится заменить непосредственные раздражители, имеющие физическую природу, непосредственными раздражителями, изначально происходящими из среды компьютерной. Так свет, отраженный от поверхности реальных предметов, подменяется световыми образами, носителями которых являю ...

Сочинение как вид творческой работы
«Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии» В. Сухомлинский. Сочинение - творческая работа. Школьники любят сочинение, любят за его творческий ха ...

Метод кооперативного обучения
Групповой метод, или кооперативное обучения, - это способ общего решения проблем. Существуют пять составляющих кооперативного обучения (группового метода), которые становятся орудием при решении заданий этого метода. 1. Позитивное взаимоотношение Ученики работают вместе в группе. Вся группа имеет о ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0412