Социальная педагогика в своём развитии прошла огромный путь. И её современное состояние на прямую зависит от исторических корней. И мы считаем, что необходимо провести анализ современного состояния социальной педагогики.
Мы выдели следующие критерии анализа современного состояния социальной педагогики:
1.практическая деятельность;
2.научно – исследовательская деятельность;
3.научно – образовательная деятельность;
В своем качественном состоянии практической деятельности социальная педагогика обладает следующими свойствами.
Социальная педагогика заняла свое место в системе различных видов деятельности, направленной на решение социально-педагогических проблем (социальных и педагогических) различных групп населения. Разнообразие социально-педагогических потребностей населения привело к распространению социально-педагогической деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, в различные сектора социальной сферы. К настоящему времени социальные педагоги успешно работают в системах образования и социальной защиты населения, культуры и досуга, физической культуры, спорта и туризма, силовых структурах, здравоохранения, молодежных и общественных организациях и др. Этот факт предоставляет довольно однозначный ответ на вопросы соотношения социальной работы и социально-педагогической деятельности: они близки, но не тождественны.
В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь:
дети-инвалиды,
дети-сироты,
дети-правонарушители,
дети группы риска,
та категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации.
Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические и умственные нарушения развития.
Подросток рассматривается как активный участник решения собственных проблем и обязательно выступает в роли субъекта. Социальный педагог и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.
Специализация социального педагога определяется
по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском доме, социальный педагог учреждения дополнительного образовании и т.д.);
по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами и т.д.);
или по профилю деятельности (с семьей, детским объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительные и т.д.).
За последние 10 лет определилась система учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.
Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям включает:
1.учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.);
2.учреждения и службы специализированных учреждений (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.);
3.социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);
4.службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.);
5.валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);
6.социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий, коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика;
Социально-педагогическая деятельность не имеет собственной вертикальной структуры, например, своего министерства или ведомства. С высочайшей долей уверенности можно утверждать, что не будет создано какое либо "министерство социальной педагогики". Следовательно, специфика социально-педагогической деятельности заключается и в том, что эта деятельность строится "по горизонтали", обеспечивая межведомственное, межинституциональное взаимодействие социальных институтов.
Система работы по обучению культуре иноязычного общения
Можно выявить основные вопросы, непосредственно касающиеся методики обучения культуре иноязычного общения, которые целесообразно объединить в четыре группы. К первой группе относится вопрос о том, как должны соотноситься друг с другом в процессе обучения компоненты культуры общения: следует ли на к ...
Диагностическое направление
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе. Описа ...
Средства программированного
обучения
В педагогике в настоящее время нет однозначного определения понятие "средство обучения". Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, служащие достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие помимо материальных средств-инструментов отн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.