Педагогика и образование » Анализ методики и техники логопедического массажа, используемого при коррекции дизартрии » Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических расстройств

Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических расстройств

Страница 1

Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют очень важное значение в формировании как импрессивной, так и экспрессивной речи (В.Л. Богородицкий, 1930; М.А. Пискунов, 1962 и др.). Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Отчетливости кинестетического восприятия содействуют и осязательные ощущения. Роль осязательного, тактильного ощущения в кинестетическом восприятии имеет большое практическое значение.

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата. Осуществляется при помощи специальных приемов, выполняемых рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений (шпатели, постановочные зонды, зонды, предложенные Е.В. Новиковой). Все вышеозначенные группы мышц представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого, логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке.

Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он, в конечном счете, опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа. Необходимо знать все противопоказания и владеть основными приемами массажа.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку (курсы повышения квалификации), владеет техникой массажа, имеет знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата. Логопед по возможности может обучить родителей ребенка элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики, предварительно объяснив родителям их необходимость и эффективность.

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

История дорожных знаков
Появились первые дорожные указатели практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям кон ...

Экологическая тропа – как одна из форм воспитания
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками ...

Метод проектов в реализации элективного курса
Реализация элективных курсов предполагает владение педагогом на высоком уровне педагогическим технологиями, в том числе, технологиями проектирования. Метод проектов становится ведущей технологией обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е г ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0219