Педагогика и образование » Конфликты в педагогическом процессе и технологии их разрешения » Определение конфликта

Определение конфликта

Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того, чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело идти на него, вникать в его суть, управлять его созидательной силой, ибо в результате разрешения конфликта происходит обогащение духовного мира и восхождение субъектов на более высокий культурный уровень. Не избегать, а создавать конфликты требует логика человеческого развития.

Педагогический контекст рассмотрения конфликта имеет особое значение для школьной практики. Конфликт между учителем и учеником (или группой, коллективом), ученика с другими детьми так же, как и педагога с коллегами, всегда имеет в своей основе противоречие, выступающее условием всякого развития. Отсутствие противоречия в жизни человека обрекает его на скудное, лишенное смысла существование. Это путь к деградации личности, утрате связей и отношений с другими людьми, это уход от реальности в мир иллюзий, в то время как осознание противоречия и своей роли в нем пробуждает в человеке активность, заставляет его действовать, творить и изменяться.

Терминология конфликта довольно обширна, и зачастую это приводит к разночтению одних и тех же понятий. Так, например, происходит при использовании в обиходе понятий: конфликт, инцидент, конфликтная ситуация. Разберемся в их смысловом значении, чтобы лучше представлять динамику развития противоречия и взаимоотношений между людьми.

В переводе с латинского conflictus означает столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. Конфликт – это всякого рода противоречие между субъектами (в случае внутреннего конфликта человек вступает в противоречие с самим собой). Его проявления разнообразны и динамичны, поэтому переход от одной стадии к другой происходит довольно быстро, и при неумении разрешить конфликт он стремительно достигает апогея своего развития, приобретая наиболее жесткие, неприглядные формы, характеризующиеся накалом страстей, всплеском эмоций, а зачастую, и неуправляемостью поведения его участников.

Еще по теме:

Диагностика мотивации учения у младших школьников
В ходе исследования был проведен эксперимент в двух третьих классах, экспериментальном и контрольном средней школы №189 города Новосибирска ...

Система работы по обучению культуре иноязычного общения
Можно выявить основные вопросы, непосредственно касающиеся методики обучения культуре иноязычного общения, которые целесообразно объединить ...

Роль математики, в формировании и развитии интеллектуальных качеств личности
Особенности развития высших психических функций в среднем и старшем школьных возрастах, описанные в п. 1 - потенциально возможный уровень, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru