Поэтому в настоящее время опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы ориентируют педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.
Сейчас интенсивно развивается педология, дающая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создает условия для дифференциации обучения и воспитания. Поэтому устремления воспитательных учреждений вызывают восхищение и привлекают внимание всего мира. Но гуманистический расцвет педагогики не может продолжаться долго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начинают преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.
Таким образом, воспитание является организованной деятельностью педагога по достижению цели образования учащихся. Так как в проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность, в которой он реализует весь комплекс соответствующих функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т. п.
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.