Основной задачей программы развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова является выстраивание такой социальной ситуации развития, в которой произойдет формирование учебной деятельности ученика, как желания и умения учиться. Ученики РО самостоятельно, в процессе собственного исследования, добывают знания и открывают способы действия с изучаемым объектом.
Как показывает практика развивающего обучения, приблизительно к концу второго года обучения из общей массы учащихся класса выделяется так называемая «группа-лидер» - ученики, обеспечивающие преодоление «разрыва» (тупиковых ситуаций) в содержании и формах организации работы. Остальные учащиеся больше ориентированы на «потребление» готовых результатов и способов, а не на участие в их «открытии» и построении. Взаимодействие двух названных групп в основном происходит через учителя. Он принимает информацию от одной группы детей, вычленяет в ней результаты работы и переадресует другой. Таким образом, школьники ориентированы на фигуру учителя и взаимодействуют с ним не видя друг друга.
Ермаков С.В утверждает, что в системе развивающего обучения нет сомнения в необходимости двух вещей:
1. обязательности учебного предмета (учебность всегда находится в рамках предмета);
2. контекста школьности (учитель нужен, чтобы учить, ученик – учиться).
Примерно к пятому классу для учеников, вступающих в младший подростковый возраст, такая потребность начинает ослабевать. Ряд авторов экспериментальных программ г. Красноярска (А.М. Аронов, О.В. Знаменская) считают, что следующим шагом, задающим развитие учебной деятельности, должна быть соорганизация двух названных групп класса, их самостоятельное взаимодействие в процессе «учебно-исследовательской деятельности». Переход детей в среднюю школу – сложное испытание для младшего подростка, в средней школе многие предметы ведутся традиционно, знания транслируются учителем. В итоге ученикам, которые не привыкли к «потреблению» готовых знаний становится скучно и сложно учиться.
Курс меняется на рефлексивный контур, на выход учеников в исследовательскую деятельность, как средство проблематизации и преодоления школьности. В этом возрасте эффективно организовывать подросткам рефлексию над предметом. Н.А. Ольшевская и А.М. Аронов решали эту задачу с помощью «Учебно-коммуникативного клуба», где рамка учебности сохраняется, но предметность меняется. Школьники проводят исследование, предметом которого является мета учебное содержание, ситуации, возникающие на уроке, касающиеся отношений учитель-ученик, ученик-ученик. Даная задача адекватна для подросткового возраста. По мнению Б.Д. Эльконина и И.Д. Фрумина ведущей деятельностью младшего подросткового возраста является экспериментальная деятельность и, «главным выразителем ее сути является лаборатория и круглый стол». «Учебно-коммуникативный клуб» создает все перечисленные условия.
В дополнительном образовании, в отличие от практики РО, образовательное пространство строится с «чистого листа». Подростки, участвующие в программах дополнительного образования, в основном – ученики традиционной школы. Как следствие у них предельно редуцированная рамка предмета и предметной учебности школы. Поэтому ход с рефлексией учебного и предметного содержания не является адекватным, так как подросткам просто нечего рефлектировать. С нашей точки зрения, в дополнительном образовании эффективнее задавать совместность не на учебном и предметном содержании, а на определенной норме коммуникации в рамках программы. Культурная совместность несет в себе ценности, которые затем могут быть отрефлектированы с целью осуществления школьниками совместного продуктивного действия.
Структурные компоненты работы тренера-преподавателя
по волейболу
Большинство тренеров-преподавателей в практической работе с юными волейболистами опираются на собственный опыт, рекомендации ведущих педагогов и тренеров, анализ литературных источников, публикаций во всемирной сети Интернет и др. Поток информации, который обрушивается на тренера, весьма разнообраз ...
Примеры активации учебно-познавательной деятельности
учащихся при изучении темы «Деревообработка»
Приведём примеры двух возможных вариантов построения уроков в целях выявления специфики методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Вариант первый. Показывая учащимся изделия из фанеры, учитель просит назвать материал, из которого они изготовлены. Учащиеся, используя жизнен ...
Учебная деятельность
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в разви ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.