Педагогика и образование » Современные формы образовательной поддержки социально-проектной деятельности старших подростков

Современные формы образовательной поддержки социально-проектной деятельности старших подростков

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы подчеркивается, что экономика завтрашнего дня – это инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий. Из этого следует, что один из важных образовательных опытов для школьников — опыт участия в различных формах проектной деятельности.

На территории Красноярского края в настоящий момент действуют несколько конкурсов проектов для школьников, среди них такие как «Я гражданин России», «Сто классных проектов». Участие групп подростков в этих конкурсах стало массовым мероприятием. Однако массовость не гарантирует содержательности и образовательного эффекта: большинство проектов имеет редуцированный характер и образовательный потенциал проектной деятельности никак не используется. В результате появляется обратный эффект: проект начинает восприниматься детьми как бесплатная принудительная работа либо как способ заявить свой статус без всяких реальных оснований.

Редуцированный характер практики приводит к тому, что реально проектирования не происходит, в лучшем случае происходит организационное планирование, решение шаблонных задач по шаблонным схемам, не зависящим от содержания проблемы, на решение которой претендуют авторы.

Модным словом «проект» именуется все, что не является традиционным учебным предметом и выходит за пределы традиционной учебной программы. Ю.В. Громыко, один из «пионеров» проектного подхода в образовании в России, утверждает: «Мало, кто понимает чему по норме нужно учить в проекте, что по форме должно стать предметом освоения школьников при работе в проекте». Главная задача — вводить детей в деятельность проектирования, задача очень трудная, предполагающая то, что педагог должен хорошо понимать, чем деятельность проектирования отличается от других типов деятельности и сам хотя бы немного владеть методами проектирования. Однако в деятельность проектирования вводить учащихся могут только единицы педагогов, так как традиционные учебные предметы на это исходно рассчитаны не были. При этом многие учителя пребывают в счастливой иллюзии, что они учат детей проектированию, составляя с ними, например, план озеленения школьного участка.

Проблемой, таким образом, является разрыв между, с одной стороны, культурной нормой проектирования, возрастной и образовательной значимостью социальных проектов подростков — и отсутствием в массовой практике нормы как самой проектной деятельности, так и её образовательной поддержки.

Гипотеза: программы образовательной поддержки проектной деятельности могут быть выстроены как модульные образовательные программы, содержание которых строится на разворачивании социо-культурного контекста проектной деятельности, а межмодульный период — на воспроизводстве выстроенной для проектных групп социо-культурной совместности.

Объектом работы является многообразие практик организации и образовательной поддержки социального проектирования школьников.

Предмет работы — норма организации и образовательной поддержки социального проектирования старших подростков.

Цель работы: выделить условия, при которых содержанием образовательной программы является выстраивание школьниками социо-культурных контекстов для социальных проектов, и показать значимость культурной совместности школьников и носителей образовательной программы.

Задачи работы:

— описать норму социального проектирования, вывести его схему, определить место культурного (в том числе ценностного) контекста в социальном проектировании;

— описать прецеденты образовательных программ и инфраструктур поддержки социально-проектной деятельности школьников;

— выделить схему модуля, описать прецеденты, выделить формы культурной совместности и инфраструктурной поддержки в межсессионный период.

Методы работы:

— включенное наблюдение процесса разработки и реализации интенсивных школ и семинаров, в частности анализ ситуации создания и реализации проектов на модулях и в межсессионный период;

— критический анализ проектных текстов.

Содержание работы:

Выпускная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе описаны норма социального проектирования, норма старшего подросткового возраста, определено место культурного контекста в социальном значимой проектной деятельности старших школьников, показана необходимость целенаправленного выстраивания культурной совместности для юношей.

Во второй главе описаны прецеденты конкретных модульных программ поддержки проектной деятельности юношей, а также проектов, связанных с дистанционной поддержкой; сделано различение проектной деятельности младших и старших подростков, различение метода и деятельности проектирования, выведена схема модуля.

Экспериментальные площадки: образовательный модуль «Современный лидер», Дивногорск, 13-16 февраля 2007; цикл семинаров «Назначение и структура школьного самоуправления», Красноярск, средняя общеобразовательная школа № 108, май 2007.

Теоретическая база исследования: методологические схемы проектирования Г.П. Щедровицкого и Г. Бейтсона; схема возрастной периодизации Д.Б. Эльконина; модель образовательного пространства взросления Б.Д. Эльконина; теория образовательной задачи А.А. Попова и И.Д. Проскуровской.

Еще по теме:

Развитие мотива достижения
Опытный учитель знает: главный возрастной мотив школьников – мотив достижения. Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребёнком, увлечённо играющим, и учеником, стремящимся лучше учиться? У каждого из них актуализирован мотив достижения успеха, стремление расширить собственные возм ...

Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Часть 1.Вводная Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедурные работы – приветствия, игры с именами. Часть 2.Рабочая На эту ча ...

Лингвистические особенности обучения чтению
Серьезных отличий между чтением русского ученика на русском языке и английского школьника на английском соответственно не наблюдается. Процесс чтения протекает одинаково. Это связано с особенностями процесса чтения. К этим особенностям относятся физиологический механизм зрительного восприятия, нерв ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0238