В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о животных существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.
Мы полагаем, что экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологической культуры общества отражающей опыт взаимодействия человека и природы. В чем суть экологического воспитания? Личность, присваивая элементы экологической культуры, приобретает новое качество – экологическую воспитанность, которая проявляется в системе личностных образований – в сознании, деятельности и поведении, в эмоциях и чувствах, программа экологического образования и воспитания, на наш взгляд, не только «задает» формирование базовых компонентов экологической культуры личности ребенка-дошкольника, но и составляет основу развертывания педагогического процесса в детском саду в разных возрастных группах.
Посещение дошкольных учреждений, наблюдения за работой педагогов, беседы с детьми показали: дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают, порой отрывочны и бессистемны.
Непонимание ребенком взаимосвязей между животными и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм и законов. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам.
В ознакомлении дошкольников с природой, формировании основ экологического сознания, культуры есть еще много нерешенных проблем.
Одним из ведущих моментов в организации методической работы следует считать активность самих воспитателей. Свободному обмену мнениями способствует создание обстановки наибольшей комфортности и психологической защищенности участников разговора. Такие условия достигаются в беседе за «круглым столом», во время коллективного просмотра результатов детской деятельности (зарисовок опытов; дневников наблюдений; календарей природы и др.)
Воспитанникам детского сада №198 г. Перми не надо ходить на экскурсии, чтобы увидеть как растут овощи и распускают свои яркие многокрасочные лепестки цветы. Воспитатель старшей группы Т.Моисеева.
Цель занятия: расширить и обобщить имеющиеся у детей знания о растениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход занятий: Воспитатель читает стихотворение:
От рассвета до рассвета
По лугам гуляет лето.
По полям да по оврагам
Мерит даль неспешным шагом.
Босиком, в простой рубахе,
В руках по певчей птахе,
На закатанных штанинах
Не заплаты – сок малины.
А за пазухою прячет
Дождь грибной да луч горячий.
Затем предлагает отправиться в удивительное путешествие по участку и отыскать «следы», оставленные Летом.
Предупреждает около каждого «следа» будет лежать записка, а в ней задание или вопросы.
Первую записку от лета педагог достает из под вьюна: «Здравствуйте, ребята! Очень мне хочется поиграть с вами да посмотреть кто из вас любознателен, кто старательный, а кто ловкий да быстрый. Вот мое первое задание: про вьюн и хмель скороговорку скажите, да ни разу не сбейтесь.
Около коса вьюн да хмель
вьются на плетень,
Вьются, плетутся, заплетаются,
расперезавеваются.
Задание второе: повернитесь спиной к воротам, отмерьте вперед 10 шагов, остановитесь, оглянитесь вокруг и найдите лекарственные растения. Кто больше увидит растений да назовет их?»
Дети находят подорожник, ромашку душистую, траву-муравку, одуванчик. Читаю стихотворение Е.Серовой «Подорожник».
Воспитатель дополняет ответы детей рассказом о целебных свойствах лекарственных трав: ромашку употребляют для полоскания горла, примочек, ванн.
С веточки березы воспитатель снимает вторую записку от Лета: «Вижу я, что про травы вы много знаете. А знакомы ли вы с садовыми цветами? Ну-ка, скажите, какие цветы растут в рабатке?
Дети называют ирисы, водосбор, гвоздику. Читают стихотворение Е.Серовой «Гвоздика».
Следующий вопрос в записке «А песню про малину вы знаете?»
Дети встают вокруг куста малины и поют «По малину в сад сойдем». Воспитатель напоминает, что малина – тоже лекарственное растение. особенно помогает при простуде - на ночь с ней пьют чай.
На ветке малины находят третью записку от Лета: «Ай да ребята! И стихи знают о растениях, и песни поют. А трудиться вы умеете? Какие овощи выращиваете? Какие овощи выращиваете на грядках в огороде?»
Возможности ручного труда в воспитании самостоятельности
в старшем дошкольном возрасте
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благопо ...
Выявление уровней восприятия и понимания
поэтических произведений С.А. Есенина
Для изучения особенностей восприятия и понимания поэтических произведений нами было проведено исследование в подготовительной группе детского сада № 2 общеразвивающего вида поселка Вершино-Дарасунского Тунгокоченского района Забайкальского края. В исследовании принимали участие 25 детей в возрасте ...
Общая
характеристика структуры процесса обучения
В построении процесса обучения каждому отдельному двигательному действию можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и навыка. Если действие доводится в процессе обучения до стадии более или менее совершенного навык ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.