Процесс становления детских представлений об окружающем мире давно интересовал ученых-психологов. Вместе с тем, с точки зрения «объектной» составляющей картины мира представления детей об окружающем специально в детской психологии не рассматривались. Исследователи, говоря о картине мира ребенка, делают акцент преимущественно на втором компоненте – субъективном отношении к миру. Но можно предполагать, что и это отношение зависит от деятельности познания.
На основании имеющихся в литературе сведений можно определить представления об окружающем мире как совокупность общих знаний о различных аспектах окружающей ребенка предметной, природной и социальной действительности, основанных на запечатленных в сознании образах восприятия и воображения, подвергшихся осмыслению и определенным образом структурированных. Адекватные представления об окружающем определяют возможность полноценной ориентировки в действительности, ее понимания и взаимодействия с ней. В то же время, поскольку мы рассматриваем представления об окружающем как структурный компонент картины мира ребенка, нельзя полностью игнорировать их субъективный характер, эмоциональную окраску.
Качество представлений об окружающем мире (адекватность, широта, структурированность), наряду с позитивным отношением к нему, является показателем полноценного когнитивного и аффективного развития ребенка, его психического здоровья. Оно во многом определяет возможность незатрудненной социализации.
А.А. Бодалев показал, что на специфику картины мира влияет взросление ребенка, его социально-психологическое окружение, а также характеристики окружающей среды и образ жизни. Бесспорно, что взросление (рост и развитие ребенка) является основой совершенствования его представлений об окружающем. В процессе развития психики ребенка эти представления изменяются от полного отсутствия (или неопределимости их наличия) до относительного совершенства. В психологии выделены периоды, когда наиболее интенсивно происходит формирование представлений об отдельных предметах (ранний и дошкольный возраст), человеческих отношениях и занятиях (дошкольный и младший школьный возраст), признаках и сущности природных явлений (старший дошкольный и школьный возраст).
Все психологи, изучающие онтогенез психики ребенка, так или иначе, характеризуют особенности представлений об окружающем, «нормальные» характеристики которых эмпирически установлены для каждого возраста. Анализ того, как ребенок понимает окружающий мир, различается в разных психологических школах. Но при всех различиях в интерпретации онтогенеза познавательной деятельности, эмпирически полученные данные об особенностях представлений об окружающем на каждом этапе возрастного развития сходны.
В научной школе Ж. Пиаже считается, что «мир» возникает для ребенка на стадии сенсомоторного интеллекта, когда он начинает разграничивать объект и действие с ним. Познание мира происходит в действии. На этой стадии происходит первичное накопление представлений. На дооперациональной стадии дети, начиная объяснять окружающий мир, обнаруживают специфические особенности представлений. Это обозначается как когнитивные искажения. Они связаны с тем, что внешний мир действует не непосредственно, а опосредуется через внутреннюю позицию ребенка, т. е. специфику его восприятия и мышления. Отличие мысли ребенка от социализированной мысли заключается в отсутствии хода от общего к частному или от частного к общему. В своих умозаключениях он идет от единичного к единичному или от общего к общему. Детская мысль не обладает свойствами обратимости. Она недостаточно осознана, не носит обобщенного характера. В мышлении отмечается преобладание образных схем и схем-аналогий.
Университеты – уникальный социальный институт
Исторический феномен развития университетов берет свое начало с XI века, когда университеты являлись средневековыми корпорациями, включавшими как магистров, так и учащихся (отсюда и их название – Universitas magistrorum et scolarium, корпорации учителей и учеников, или просто университеты, т.к. сту ...
Методический день: изучение документации, которая ведется на группе
Сегодня я весь день изучила документацию, которая ведется на группе. Деятельность воспитателя запланирована и организована в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности, образовательного учреждения, сложившейся и формирующейся системой работы. Перечень документов: - табель посеща ...
Использование подвижных игр на занятиях
Место и количество тех и других игр, игровых упражнений в режиме дня должно быть предварительно спланировано на основе тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития учеников. В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.