Педагогика и образование » Деятельность школьных библиотек » Состояние фондов школьных библиотек

Состояние фондов школьных библиотек

Страница 1

Библиотеки, осуществляющие информационно-библиотечное обслуживание системы образования, находятся в подчинении двух министерств: культуры и массовых коммуникаций, образования и науки. Если первые- самостоятельные науки, сами выбирающие приоритеты своей деятельности, то вторые- как структурные подразделения образовательных учреждений- ориентированные на потребности обслуживаемого учреждения и рассматривают свою деятельность как часть педагогического процесса. Однако специалисты и тех, и других библиотек выделяют в качестве особого важного направления работу с учащейся молодежью.

На рубеже 20-21 веков значительно возрос поток информации, специально адресованной школьной библиотеке.

До середины 70-х годов школьная библиотека развивалась как обычная детская, с той разницей, что ее функции, задачи и, соответственно, фонды были ориентированы лишь на поддержку учебно-воспитательного процесса. На уровне законодательных актов федерального значения статус школьной библиотеки до сих пор практически не обозначен.

Сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки практики на роль школьных библиотек в будущем и деятельность школьного библиотекаря. Суть первого - в обосновании необходимости создания на базе школьных библиотек нового подразделения- медиатеки, или школьного библиотечного медиацентра, дополнения функции библиотекаря обязанностями медиаспециалиста; второй состоит в том что библиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функции информатора; третий- в рассмотрении школьных библиотек как педагогического структурного подразделения образовательных учреждений со специфическими функциями.

Рассмотрим более подробно предлагаемые подходы.

Приоритетность информационно-библиотечной работы с медиадокументами практически означает полное исчезновение школьных библиотек как самостоятельное подразделение образовательных учреждений. Автор концепции школьной медиатеки Е.Н. Ястребцева считает, что библиотеку пора реорганизовать в школьный библиотечный медиацентр с непременной сменой названия. Впрочем, в собственных рекомендациях автор продолжает использовать термин «библиотека», обозначая им составную часть школьного библиотечного медиацентра.

При ближайшем распространении выясняется, что роль и новые функции библиотекаря порой весьма сходны с его нынешними функциями.

Совокупный фонд школьных библиотек составляет около 1 миллиарда томов. Каждая из них имеет в среднем в своем фонде 15 тысяч экземпляров, почти половину которых составляет учебная литература. На одну библиотеку приходится 300 читателей-школьников.

Наблюдается существенная разница между среднестатистической городской и сельской школьной библиотекой. Объем фонда в городе- 33 тыс. экз., в то числе 16 тыс. учебников, на селе-8 тыс. экз., в том числе 3 тыс. учебников.

Книгообеспеченность одного школьника составила около 48 экз. литературы, в то числе 23 экз. учебников.

Библиотеки испытывают большие трудности с комплектованием. Новые книги поступают не систематически, в ограниченном ассортименте и в небольшом количестве, образовательные учреждения не в состоянии заказывать именно ту литературу, которая им необходима.

Остро недостает новых справочных, энциклопедических изданий, научно-популярной литературы для учащихся, педагогической литературы для учителей.

Фонды современной библиотеки образовательных учреждений- это не только традиционная печатная продукция, но и нетрадиционные пока что виды документов.

Значительная часть библиотек имеет кино- , фото- и фонодокументы, а наиболее «продвинутые »- электронные носители информации, используются возможности локальных и глобальных компьютерных сетей. Появляются изменения в видовом и содержательном составе фондов: они формируются качественными ученическими рефератами, научными изданиями.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Описание игровых методик, применяемых на уроках информатики
В данном параграфе приводятся фрагменты уроков с использованием игровых элементов. Рассмотрев игровые элементы, применяемые на уроках инфор ...

Формирование двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из сторон – физическое образование, под которым понимается «системное усвоение ...

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани
После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием. При поражениях нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru