Педагогика и образование » Модульная технология обучения в профессиональном образовании » Главные направления критики бихевиористского подхода к модульному обучению

Главные направления критики бихевиористского подхода к модульному обучению

С самого начала возникновения бихевиористского варианта модульного обучения указывалось на непродуктивность использования его при обучении человека. В ряде работ отмечается, что формула стимул – реакция – подкрепление неадекватна человеческому поведению, она слишком груба для анализа процесса обучения. Так, Р. А. Гольдбек и Л. Д. Бригс пишут, что учение в этом случае рассматривается упрощенно, игнорируется основной фактор, определяющий процесс научения: психическая деятельность учащихся («сложное скрытное поведение» по их словам).

Критика рассматриваемого подхода к обучению имеет несколько направлений. Прежде всего, вызывает серьезный протест перенос результатов, полученных при научении животных, на процесс обучения человека. Считают, что это было причиной многих неудач в области обучения, пытающегося применить бихевиористскую теорию к школьным условиям. Обучение, пишет Г. Телен, осуществляется для активизации высших умственных процессов учащихся, а не для сведения всего обучения к тому, что может быть достигнуто с помощью умственных процессов самого низшего уровня, что обычно получается на крысах, голубях, обезьянах. Надо исследовать опыт преподавания, а не научение животных.

Принципы, предложенные Б.Ф.Скиннером, критикуются и за то, что они не обеспечивают развития мышления. Указывается, что критерием образования являются достижения в умственном развитии: умении рассуждать, формулировать гипотезы, решать новые интеллектуальные задачи. Особо подчеркивается необходимость творческого мышления, умение переносить приобретенные знания в новые условия. Существующие же программы не обеспечивают не только этих требований, но не гарантируют даже и понимания. Так, Дж. Блит подчеркивает, что нельзя переоценивать метод простой тренировки. Тренировка, сопровождаемая наградой, приводит к правильному поведению крысы в лабиринте. Но ее поведение определяется только наградой, а не логикой лабиринта. Аналогично, студент тоже может натренироваться давать правильные ответы на определенные вопросы, но это еще не будет изучение предмета, понимание логики.

Отсюда логично следует критика принятого в модульном обучении критерия обученности – правильного ответа: факт выбора правильного ответа или конструирование его еще не означает, что учащийся получил необходимые знания.

В процессе обучения, пишет Г. Телен, обучающий должен интересоваться не только конечным продуктом, но и путями, которыми учащиеся приходят к этому результату. Ту же мысль о необходимости формирования познавательной деятельности учащихся подчеркивают Р. М. Ганье и Л. Т. Браун, когда анализируют механизм переноса полученных знаний новые условия. Источник положительного переноса, указывают они, не в самом поведении, в мыслительной деятельности учащихся.

Бихевиористский путь программирования, не обеспечивая управления усвоением рациональных приемов мышления, познавательной деятельности в целом, не может привести к полноценному усвоению знаний. Непродуктивность бихевиористского управления процессом учения все более осознается специалистами в области модульного обучения. А. Роу указывает, что умственные усилия, оказались колоссальными по сравнению с пользой, полученной в результате этого. И он высказывает опасение, что то же самое может случится и в области модульного обучения. Г. А. Телен, проанализировав системы Б. Ф. Скиннера и Н. Краудера, пришел к выводу, что обоснованность программирования этого типа остается неопределенной и теоретически спорной.

Еще по теме:

Примеры комплексов упражнений, занятий, игр для коррекционной работы с детьми с нарушением слуха
1. «Стройная елочка» (игра-сказка) Задачи игры 1.закрепление умения различать музыку: тихую – быструю и громкую – медленную. 2. закрепление умения двигаться легким бегом на высоких полупальцах, сохраняя правильную осанку. Содержание игры Воспитатель рассказывает детям сказку. «В лесу было много ело ...

Украина в Болонском процессе
Мониторингом, финансово поддерживаемым Европейской комиссией, не охвачены Беларусь, Молдова и Украина. Россия включилась в Болонский процесс совсем недавно. Для интенсивной образовательной интеграции следует кардинальным образом реформировать высшую школу нашей страны, причем следует учитывать, что ...

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий дет ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.283