До настоящего времени обсуждались разнообразные варианты преподавания религии в школе. Рассматривались варианты введения предмета «религиоведение» («основы мировых религий») в старших классах, светской этики начиная со средней школы со ссылками на светскость нашего государства, долго обсуждалась возможность введения основ православной культуры, поскольку вся российская культура базируется на христианской культуре в ее православном варианте.
Стоит отметить, что опыта преподавания чего-то, похожего на основы православной культуры, в дореволюционной России нет. В церковно-приходских школах для крестьян учили только писать и читать, хотя и по Псалтири, но собственно о религии на уроках не рассказывали. В учебных заведениях для других сословий дело обстояло похожим образом, до 1867 года в немногочисленных городских гимназиях для детей дворян и разночинцев преподавался катехизис митрополита Филарета - книгу, написанную не для детей, а скорее для огласительных бесед со взрослыми. Потом был создан учебник Закона Божьего, и по нему преподавали вплоть до революции. Но так как подавляющее большинство обучаемых были (или считались) верующими, преподавание велось соответственно, базировалось на том, что дети с младенчества растут в праославной среде, имеют уже накопленные представления о вере, неравнодушны к ней. Сейчас же стоит иная задача – приобщить к миру религиозной культуры детей из разных семей – и релизиозных, и атеистических, но лояльных к вере, и из номинально-религиозных семей, где вся вера выражается в том, что «что-то там где-то есть».
Следует различать культорологическое и религиозное образование. «Религиозное образование ставит своей целью приведение детей к религиозной практике. Религиозное образование ставит своей задачей добиться согласия учеников с верой той религиозной группы, от имени которой ведется преподавание.
Законоучитель ссылается на библейские тексты как на тексты авторитетные, доказывающие правоту его веры. Культуролог ссылается на те же самые тексты Библии с иным акцентом: он тоже видит в них доказательство своей правоты, но правоты не религиозной, а исследовательской. Он их приводит в качестве подтверждения своего тезиса о том, что такое-то верование в данной общине реально существует. Для законоучителя Библия - исключительный авторитет. Для культуролога Библия авторитетна лишь в качестве свидетельства о верованиях тех групп людей, которые ее создали или чья жизнь создавалась с опорой на Библию. Если же он обратится к анализу индийских верований, то таким же и никак не меньшим авторитетом для культуролога станут тексты Упанишад.
Реальность, о которой говорит законоучитель и к которой он обращает - Бог. Реальность, о которой говорит культуролог - люди и созданные ими тексты. Законоучитель говорит о Боге (и к Богу); культуролог - о людях, верящих в Бога.
Законоучитель доказывает. Культуролог - объясняет. Доказать - значит понудить собеседника к согласию со мной. Объяснить -значит сделать для него понятной мою логику, мое видение проблемы. В религии есть много недоказуемого, но нет ничего бессмысленного. Для сознательного носителя религиозной традиции каждый жест, символ, каждая деталь его вероучения осмысленны. Задача религиоведа и культуролога - попробовать передать этот смысл на языке современной культуры.»
Описание профессионального поля сферы услуг
До сих пор слово «профессия» употребляется так, будто все одинаково понимают этот термин. На самом деле этого нет. Во–первых, для обозначения предмета, который нас интересует, существует много разных слов. Во–вторых, даже если мы остановимся на слове «профессия», то оно в речевой русскоязычной прак ...
Основные понятия активных форм обучения
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ученику необходимо войти в этот мир. Одна из главных проблем современного обуче ...
Синхронная дальняя конференц-связь
Синхронная дальняя конференц-связь, или телеконференция, в настоящее время существует в трех формах: конференц-связь по телефонному каналу, аудиографическая конференц-связь и телевизионная конференц-связь. Любая форма телеконференции представляет собой попытку использования системы телекоммуникаций ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.