Педагогика и образование » Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка

Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка

Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию использования дидактических игр как средства повышения интереса к такому учебному предмету как русский язык в начальной школе.

В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте имеет место быть. Об этом свидетельствует то, что дети продолжают носить в школу игрушки. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

Использование дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.

Изменения, происходящие в системе образования, подталкивают педагогов к поискам качественных и эффективных способов организации обучения. Вступивший в силу ФГОС НОО 2 поколения задает новые направления в поисках организации обучения младших школьников. Ведь правильно подобранные и хорошо организованные способы работы помогают формировать необходимые для последующей жизни компетенции; способствуют развитию универсальных учебных действий; содействуют укреплению здоровья школьников. Стандарт ориентирует педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности учащегося с учётом его возрастных особенностей. О возрастных особенностях детей младшего школьного возраста имеется большое количество исследований. В частности, И.А. Зимняя в учебнике «Педагогическая психология» отмечает, что в начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые умения и навыки, развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Однако, несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, для него по-прежнему сохраняет свою актуальность ведущая деятельность дошкольного периода – игра.

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение понятию «дидактическая игра» – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Словарь указывает, что их использование началось в отечественной образовательной практике в 1940–50-е гг., когда они рассматривались лишь как форма работы в дошкольных учреждениях. Но уже в 60 –70-х гг. дидактические игры стали применяться и при обучении младших школьников. С этого периода накоплен большой опыт по применению дидактических игр, который, на наш взгляд, может быть полезен в рамках сегодняшнего образовательного процесса, особенно в рамках организации обучения в начальной школе по новому Стандарту.

Учебник И.П. Подласого «Педагогика начальной школы» указывает на то, что для начальной школы дидактические игры, это преимущественно игры по правилам. Дети воспринимают правила как условия, поддерживающие игровой замысел, поэтому их необходимо тщательно продумывать и сообщать детям заранее. Общий принцип организации такого рода игр, пишет автор, это включение в их содержание практических жизненных ситуаций .

Объект исследования: использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет исследования: использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку.

Цель работы: изучить использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку в начальной школе.

Задачи:

- изучить сущность и теории игры;

- изучить проблему повышения интереса к русскому языку в начальной школе;

- изучить и экспериментально выявить использование дидактических игр как средства повышения к русскому языку в начальной школе.

Гипотеза: процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если на уроках русского языка в начальной школе будут использованы дидактические игры. Для подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования;

- изучение и анализ литературы по проблеме;

- анкетирование;

- беседа:

- педагогическое наблюдение;

- эксперимент.

База исследования МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 2» поселка Агинское, 2 «Г» класс.

Еще по теме:

Асинхронные телеуслуги для телеобучения
Факсимильная связь является дополнением системы ОТВ, используемым не только для обучения как такового, но и для управления им. Факс — это очень удобный способ постраничной рассылки текстов, расписаний, брошюр, заданий, лекций и других печатных материалов. Тем не менее, передача по факсу больших объ ...

Организация взаимодействия психолога с родителями
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. На практике же оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психол ...

Коммуникативная компетенция как новый тип содержания образования в школе
Коммуникативная компетенция, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, со стороны работодателей и преподавателей вузов у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.018