Педагогика и образование » Экспериментальное исследование использования дидактических игр на уроках русского языка » Игра: сущность, теории

Игра: сущность, теории

Страница 1

Попытки «тайну» происхождения игры предпринимались учеными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. Диапазон предложенных по истокам проявления игры концепций очень широк и уже рассматривался в отечественной философской и иной научной литературе. Сущность игры как ведущего вида деятельности, указывает С.Л. Рубинштейн, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра, по его мнению, имеет историческую, а не биологическую природу. В ней отображается история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Поэтому игру можно рассматривать как элемент передачи из поколения в поколение накопленного историко-культурного опыта и традиций и по этой причине активно использовать в процессе обучения. Вместе с тем при ее использовании в начальной школе необходимо помнить, что «у детей 1-2 классов игра всегда протекает с использованием каких-либо атрибутов, предметов. Но она (игра) реже встречаются у детей 3-4 классов, так как в этом возрасте у младших школьников начинает развиваться тот вид воображения, который называется вербально-мыслительным воображением и который составляет новый этап в развитии ребенка», пишет в своей работе А.Г. Рузская. Именно игровая деятельность способна плавно приучить ребёнка к новой социальной роли школьника. Поэтому педагогу необходимо применять в педагогическом процессе игровые формы, методы, технологии, особенно на начальных этапах обучения. Игровые формы обучения, как указывается в пособии «Современный урок», отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Ведь в ходе игры учащиеся, взяв на себя определенную роль, должны принимать практические решения. А поскольку игровые методы являются «интерактивными и интегративными», то их использование в процессе обучения в начальной школе соответствует нормам нового Стандарта, делающего акцент на использование именно активных и интерактивныхметодовобучения. Обращение к методической литературе позволяет обнаружить довольно большое количество работ по использованию игры в начальной школе, например. В этих работах авторы рассматривают различные аспекты применения игры в учебно-воспитательном процессе, делая акцент на различных его составляющих. В частности Е.А. Богаченко, размышляя о возможностях игры в воспитании школьников, отмечает, что игра выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, пишет автор, она предоставляет ребенку сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, а с другой – игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. Такое толкование игры можно встретить не только у современных исследователей и практиков образования. Например, В.С. Пылаева, анализируя влияние дидактических идей выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского на развитие современной начальной школы, вслед за классиком приходит к выводу о том, что игра для ребенка – это метод познания действительности. Игра, пишет автор, направляется внутренними силами и позволяет ребёнку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Это требует от ребенка активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры, от богатства и характера которого зависит развитие замысла и средства задуманного.

Вместе с тем игра и учёба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Как указывают в своей статье Е.А. Котельникова и Л.А. Фролова «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры ко взрослым занятиям слишком резок, между свободной игрой и школьными занятиями получает ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были сосредоточением общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют играм, и потому Ф. Шиллер, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих досугов.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

ДОУ в режиме развития
Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характ ...

Выявление результативности использования системы интегрированных уроков
Эксперимент, направленный на выявление эффективности использования интегрированных уроков в начальных классах, проводился в 3-ем классе сре ...

Трансформация российского образования в свете идей Болонского процесса
Глобализация, размывание культурных, социальных, политических границ – одна из важнейших тенденций современной жизни. Экономическое простра ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru