Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у школьников различных возрастов, мало разработаны, недостаточно провено исследований по изучению возможностей учебных предметов в плане развтия творческого воображения школьников. А эта область представляет огромный потенциал для реальзации резервов комплексного похода в обучении и воспитании.
Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у неслышащих детей, так как потеря слуха и вторично возникающее своебразие в развитии речи создают опредеоленные трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень творческого воображения.
Большие возможности для формирования у глухих школьников творческого воображения имеют уроки предметно-практической деятельности. Однако об эффективном развитии творческого воображения глухих учащихся стоит говорить только в том случае, если на уроках ППО предусматривается одновременное формирование структурных и операциональных компонентов данного психического процесса.
Ограниченность общения с взрослыми сверстниками лишает детей с нарушениями слуха необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений. Поэтому процесс воображения в данном случае выполняет помимо отражательной еще и компенсаторную функцию. Однако в специальной литературе сравнительно мало данных об особенностях творческого воображения неслышащих детей. Результаты исследований М.М. Нудельмана, М.Ю. Рау в какой-то мере раскрывают своеобразие функционирования процессов воображения у данной категории учащихся. Вместе с тем проведенные исследования единичны и не решают всего круга вопросов, связанных с проблемой развития воображения у неслышащих детей.
Вот почему проблема изучения особенностей развития творческого воображения младших школьников с нормальным и нарушенным слухом и определения педагогических условий, обеспечивающих формирование рассматриваемой психической функции у данной возрастной категории детей, приобретает особую остроту.
Цель: Теоритически обосновать возможности урока предметно-практической деятельности в развитии творческого воображения младшего школьника с нарушением слуха
Объект: Урок предметно-практического обучения в школе I вида
Предмет: Развитие творческого воображения младщего школьника с нарушениями слуха на уроках предметно-практического обучения
Задачи:
Раскрыть понятия «воображение», «творческое воображение»
Дать характеристику процесса развития воображения ребенка-школьника с сохранным слухом и недостатками слуха
Рассмотреть возможности формирования творческого воображения на уроках предметно-практической деятельности
Теории мыслительной деятельности и их практическое
значение для обучения ребенка младшего школьного возраста
Далее нам необходимо выяснить, когда, с какого времени у ребенка появляются способности к мышлению. Насколько мышление зависит от врожденных особенностей психики ребенка. Мышление, как и память, было предметом постоянного внимания психологов. Признание и судьба многих исторически существовавших шко ...
Методика и приёмы руководства воспитателя театрализованными
играми в старшем дошкольном возрасте
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного восприятия детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Много полезных рекомендаций о приёмах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковского, Н.С. Карпинско ...
Метод проектов на уроке иностранного языка
Метод - это дидактическая категория; совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания. Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе методов проекта л ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.