Педагогика и образование » Развитие творческого воображения младшего школьника с нарушением слуха » Развитие творческого воображения на уроках предметно-практического обучения

Развитие творческого воображения на уроках предметно-практического обучения

Страница 1

Уроки предметно-практического обучения имеют большие возможности для формирования у глухих школьников творческого воображения. Успешность реализации этих возможностей, прежде всего, зависит от характера организации учебного процесса. Об эффективном развитии творческого воображения глухих учащихся можно говорить только в том случае, если на уроках предусматривается одновременное формирование структурных и операциональных компонентов данного психического процесса.

Формирование структурных компонентов – это создание материальной базы для деятельности воображения посредством обогащения чувственно-эмоционального опыта детей, расширение запаса их представлений об объектах и явлениях окружающей действительности. Выдающиеся педагоги прошлого (И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.) считали, что получение ребенком впечатлений от окружающего мира есть начальный этап в процессе обучения, основа любой формы умственной деятельности.

Эту основу обучения для ребенка, прежде всего, может создать приближение его к окружающему пространству, а именно непосредственное знакомство с природой, природным материалом. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко, указывая, что в таком, по сути реалистическом, материале заложен простор для деятельности детского воображения. Знакомясь с природными материалами, дети запоминают формы, краски, свойства, каждого вида материала, усваивают способы их обработки, получают представление об их функциональном назначении, сфере и условиях их применения, внешнем и внутреннем строении, их связи и отношениях с другими предметами и явлениями. Все это значительно расширяет чувственный опыт детей, столь необходимый для полноценного развития их воображения.

Среди разнообразных природных материалов можно назвать плоды различных деревьев и кустарников. Это могут быть шишки, желуди, ветки и кора деревьев, орехи, плоды каштана, шиповника, рябины, семена различных растений, фасоль, рис, а так же различные по форме и окрасе – ракушки, камни, янтарная крошка и т.д.

Вторую группу материалов, которую целесообразно использовать на уроках, можно отнести к разряду так называемых синтетических материалов, они созданы деятельностью человека. Это: фольга, пенопласт, проволока, вата, куочки ткани, кожи, стекла, железо. Данные материалы, являясь продуктами производства, в свою очередь могут выступать в качестве исходного материала для детской деятельности. Кроме того, всевозможные коробки, флаконы, крышки так же могут быть использованы на уроках ППО в процессе детской конструктивной деятельностью.

Ознакомление учащихся с разнообразными материалами позволяет, тем самым, расширить материальную базу, необходимую для деятельности воображения. В то же всремя нельзя ограничиваться расширением запаса представлений об окужающем мире, основной акцент следует делать на развития навыка свободного трансформирования представлений.

Направленность обучения на формирование операционного компонента воображения требует внесения в программу предметно-практического обучения некоторые изменения, касающихся главным образом распределения количества часов по видам деятельности.

Программа третьего класса предусматривает использование таких видов деятельности, как аппликационные работы, моделирование из бумаги и металлического «Конструктора», работа с тканью и работа с разными материалами. На каждый вид деятельности отводится определенное количество часов по четвертям. В сравнении с программой второго класса в третьем классе сокращается количество часов, отводимых на выполнение пяти вышеперечисленных видов деятельности. В третьем классе навыки работы с этими материалами закрепляются и развиваются, повышается уровень сложности изготавливаемых на уроке изделий. Например, во втором классе в разделе «Аппликационные работы» предусматривается выполнение отдельных аппликаций на тему «Летом в лесу», «Поздняя осень», аппликации по прочитанному рассказу. В то время как в третьем классе учащиеся выполняют по теме не одну, а несколько аппликаций, например, серия аппликаций на тему «Зима», по прочитанному рассказу (сказке) и т.д.

Программой третьего класса увеличивается количества часов, отводимых на раздел «работа с разными материалами». В соответствии с содержанием этого раздела, учащиеся изготавливают на уроках сложные макеты, например «Город» и т.д.; панорамы, подарки к празднику. Увеличение количества часов на этот раздел так же планомерно, поскольку в работе с разными материалами проявляются и совершенствуются все навыки, сформированные в других видах деятельности, таких, как лепка, аппликация, моделирование и т.д. Работа для развития творческого воображения школьников, так как предлагаемы учащимися ассортимент материалов обеспечивает возможность неоднозначного решения поставленной задачи, вариативного изготовления любого объекта, любого изделия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности психолого-педагогического подхода к оценке результатов обучения
Адаптивность системы образования требует определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и образовательным потребностям конкретного учащегося. Учение в условиях компетентностно-ориентированного образования становится преимущественно активной самостоятельной деят ...

Наркомания и алкоголизм – болезни души
С конца 1980-х годов в России резко упала рождаемость, а с начала 90-х выросла смертность, что было связано, прежде всего, с отменой госмонополии на алкоголь. Две трети смертей в России можно было бы предотвратить, если исключить из жизни общества алкоголь и табак. Миллионы людей во всём мире страд ...

Автоматизация и оптимизация планирования учебного процесса в Оренбургском государственном университете
Вопросы автоматизации управления учебным процессом в вузе всегда являлись актуальными, особенно большое количество разработок появилось в середине и конце 70-х годов прошлого столетия, когда во многих вузах в системах управления стали использовать ЭВМ. В настоящее время высшие учебные заведения име ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.4065