Педагогика и образование » Развитие творческого воображения младшего школьника с нарушением слуха » Воображение как психический процесс. Творческое воображение

Воображение как психический процесс. Творческое воображение

Страница 1

Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже ХIX – XX вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вунд, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо).

Постепенно аспекты изучения этой проблемы расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Выгодский, И.Г. Батоев, А.Я. Дудецкий, А.В. Петровский и др.), с другой стороны – функциональное развитие данного процесса (Е.И. Игнатьев, Э.В. Ильенков и др.).

Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин) разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленский, А.В. Петровский, А.В. Запорожец).

Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как вероятность. С помощью воображения человек всегда стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктуирования имеющегося опыта. Процесс комбинирования элементов прошлого опыта в принципиально новые соответствует вероятному характеру отражения и составляет качественную специфику отражения и составляет качественную специфику отражательной деятельности воображения в отличие от других познавательных процессов, в которых вероятностный характер отражения выступает не как главный, доминирующий, а лишь частный признак.

Воображение является одним из важнейших процессов, способствующих «проникновению в сущность природы вещей». Отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн) различают два вида воображения: воссоздающее и творческое, теснейшим образом связанные между собой. Критерием различия выступают результаты деятельности. Продукты деятельности воссоздающего воображения новые в опыте одного человека (субъективно новые), так как создание образов происходит на основе их словесного описания или визуальной внешней опоры (чертеж, схема).

Продукты деятельности творческого воображения не имеют аналога в объективной действительности, они являются и объетивно новыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Участники образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией ...

Системы передачи в образовании
Любое обучение стимулируется средой. Конечно, иногда люди учатся без непосредственного влияния извне. Всем знакомы внутренние размышления, приводящие к инстинктивному знанию. Однако такой тип мышления зависит прежде всего, от полученных ранее стимулов. Само по себе понятие обучения предполагает нал ...

Понятие метода обучения с позиции разных авторов
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.014