Педагогика и образование » Применение метода проектов в элективном курсе предпрофильной подготовки "Сфера услуг"

Применение метода проектов в элективном курсе предпрофильной подготовки "Сфера услуг"

В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустиальному и информационному обществу означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но даже целые континенты.

В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами образования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В начале 21 века стала очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования. Россия все больше становится страной, открытой миру, где строится рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и личной ответственности. Эти фундаментальные процессы, изменяющие российскую действительность, «разворачиваются» в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию постиндустриального и информационного общества. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой степени нашли свое отражение в содержании российского школьного образования, и именно они должны стать основой его кардинальной модернизации.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниям, но и формировать у него потребность в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально – экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по–новому сформулировать и планируемые результаты образования.

Одним из направлений модернизации российского образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

К числу дополнительных инновационных изменений относятся:

- введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

-организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;

-изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;

-построение рейтингов оценки ученика поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю: все это дополняется портфелем индивидуальных достижений – «портфолио».

Многие изменения встречались в предыдущем опыте российской школы, но сейчас они претерпели изменения, модификацию и рассматриваются на новом уровне развития общества, однако имеются и такие, которые должны пройти серьезную экспериментальную апробацию для изучения возможности (в последующем) использования в массовой школе. Эксперимент, проводимый в регионах по профильному обучению, позволит откорректировать теоретические разработки, по необходимости внести изменения, уточнения и дополнения, а возможно от чего–то отказаться.

Профессиональное становление сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью личности адаптироваться к изменяющимся социально – экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Важным является то, что образ профессии в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями. Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.).

Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Необходимо учитывать, что мир профессий динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Еще одной особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм.

В последнее время в Свердловской области активно развивается туристический бизнес. Существуют программы Правительства Свердловской области по развития строительства туристических комплексов. Можно прогнозировать высокую потребность этой отрасли в различных специалистах, в том числе и менеджеров этой сферы. Поэтому подготовка и переподготовка специалистов в области сферы услуг становится актуальной. В связи с этим приобретает большое значение разработка учебных программ обучения. По нашему мнению, познавать профессии этой сферы профессиональной деятельности можно в рамках предпрофильной подготовки в общеобразовательной школе через реализацию курсов по выбору.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволит:

-обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

-способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

-расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Предпрофильная подготовка позволит ученику выбрать профиль дальнейшего обучения.

При реализации курса «Сфера услуг» обязательно должны проводиться профессиональные пробы, они очень важны, так как являются завершающим маневрам во всей системе самореализации учащихся, позволяют учащимся познать себя и выявить свои способности, а также выявить свою пригодность к профессиям этой сферы. Профессиональные пробы можно проводить с помощью метода проектов.

Метод проектов – это спланированная работа, в основе которой лежит проект и его реализация. Такой метод дает нам полное представление о деятельности учащихся. Возникла идея разработать в качестве проектов различные формы проектирования уроков. Разрабатывая уроки, учащиеся познакомятся с такими видами педагогической деятельности как анализ, проектирование, общение.

Объект исследования: система предпрофильной подготовки в МОУ СОШ №5 г. Березовского.

Предмет исследования: блок профессиональных проб в элективном курсе по выбору «Сфера услуг».

Рабочее предположение: если будет разработан и внедрен элективный курс по выбору «Сфера услуг», то это будет способствовать более точному выбору учащимися профиля подготовки на ступени старшей школы.

Цель работы: разработка методического обеспечения блока профессиональных проб программы элективного курса по выбору «Сфера услуг» на основе метода проектов.

Задачи дипломной работы:

1. Изучение литературы по проблеме профильного обучения, применения методик диагностики профессионально-значимых качеств личности, применения активных методов обучения, в том числе проектных.

2. Разработка тематического плана блока профессиональных проб программы элективного курса по выбору «Сфера услуг».

3. Подбор методов диагностики профессионально-значимых качеств специалистов в сферы услуг.

4. Апробация и анализ результатов диагностики.

5. Разработка методического обеспечения блока профессиональных проб программы элективного курса по выбору «Сфера услуг».

Работа основывается на исследованиях в области профильного обучения на старшей ступени общего образования таких авторов, как С.Н.Чистякова, П.С.Лернер, Н.Ф.Родичев, А.В.Гапоненко, О.Д.Палло, Е.О.Черкашин, И.Д.Чечель; использованы Государственные образовательные стандарты Свердловской области; использованы исследования Рогова Е.И. в области педагогической диагностики; исследования И.А.Зимней по вопросам педагогической психологии; Митиной Л.М. по вопросу психологического сопровождения выбора профессии, проанализирована информация об эксперименте по внедрению предпрофильного обучения в образовательных учреждениях в периодической печати.

Еще по теме:

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
По особенностям познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Значительное отс ...

Татаевская школа в наше время
Как и во времена Рачинского, Татевская школа имеет интернат для детей из дальних сел и деревень. Численность учащихся в последние годы колеблется от 100 до 110 человек. Деятельность школы регламентируется Уставом школы и ученическим самоуправлением в форме «Парламентской республики», которая имеет ...

Опыт эмперического исследования невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования
Экспериментальная часть исследования была организована на базе МОУ СОШ № 20 г. Архангельска. Цель (практического) исследования: изучить особенности жестикуляции как одного из ведущих компонентов невербального общения в деятельности педагога дополнительного образования. Задачи исследования: - уточни ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.3189