Как известно, становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.
Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильная школа является основной формой, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного образовательного учреждения.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в ВУЗах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и ВУЗом, породила многочисленные подготовительные отделения ВУЗов, репетиторство, платны курсы и др.
Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в ВУЗе и построения профессиональной дальнейшей карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов.
Предварительным этапом введения профильного обучения является предпрофильное обучение в последнем классе основной ступени школы.
Перед введением профильного обучения в школе необходимо провести работу по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.)
Параллельно должна быть осуществлена разработка процедуры приема выпускников предпрофильных классов в профильные классы.
На следующем этапе должна быть проведена работа по созданию новой учебной литературы, уточнению базисного учебного плана разработка и утверждение учебных планов профилей.
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.
Основная функция курсов по выбору – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности».
Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио – «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.
Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на два типа:
-традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (напр. Обычные факультативные курсы, блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.)
-авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).
Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных экзаменов за 9-й класс); курсам второго типа будет в большей мере присуща развивающая функция.
Возможные авторские курсы по выбору, их структура и содержание, будут носить вариативный характер, в зависимости от ряда конкретных обстоятельств, в том числе таких как:
-особенностей набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципальная образовательная сеть;
Способы активизации деятельности на уроках русского языка
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность обучающихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятель ...
Место использования информационных технологий на уроках
иностранного языка
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет: повышать и стимулировать интерес учащихся; активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала; индивидуализировать обучение; повысить скорость изложения и усвоения информации; вести ...
Организация процесса эстетического воспитания на занятиях технологии кулинарии
С древних времен люди изменяли и совершенствовали приемы и способы приготовления пищи, создавали кулинарные рецепты для поддержания своей жизнедеятельности, начиная от ежедневных рационов, не отличающихся красивым оформлением блюд в повседневной жизни, до праздничных, торжественных событий, вечеров ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.