Педагогика и образование » Введение краеведческого материала в урок русской литературы

Введение краеведческого материала в урок русской литературы

В наше время общество всё острее осознаёт необходимость для каждого человека знать свой родной край, его историю, культуру, природу. По нашему мнению, основы таких знаний необходимо закладывать ещё в школе. В Беларуси идёт активный поиск новых походов к разработке концепции народного образования. На наш взгляд, заслуживает похвалы и поддержки идея положить в основу этой концепции национальные и региональные особенности.

Краеведческая практика в школе имеет несколько направлений. Один из них – литературно-краеведческий, под которым понимают такую деятельность для обучения и воспитания детей, которая даёт возможность выявить литературные факты, явления, события, связанные с тем местом, районом, где находится учебное заведение.

Реализация одного из концептуальных подходов к развитию школы в Беларуси будет зависеть от степени подготовки учителей к краеведческой работе с детьми. В педагогических ВУЗах республики курс литературного краеведения уже есть в учебных планах специальностей «Белорусский язык и литература», «Белорусский язык и литература. История», «Белорусский язык и литература. Немецкий язык», « Русский язык и литература», «Русский язык и литература. Английский язык». Поэтому актуальность нашей работы не может вызывать сомнений.

Существует тонкая и сложная связь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д.С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Местное и мировое, индивидуальное и общечеловеческое в классических произведениях художественной литературы находятся в состоянии взаимопроникновения, составляют гармоническое целое, ведут к одной цели – воплощению духовных ценностей и культурных идеалов в живых и конкретных образах. Особая роль в установлении взаимосвязи литературы и культуры принадлежит литературному краеведению.

Литературное краеведение – специфическая область знания о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Литературное краеведение вычленяет из общего объема краеведческих сведений те, которые имеют отношение к литературному наследию края. Повседневная жизнь людей, история, природа, перенесенные в художественный контекст, обретают при этом эстетическую значимость и становятся «носителями сюжетного развития» (Ю.М. Лотман) культуры в крае. Таким образом, литературное творчество представляется особой проекцией – одновременно как производное и культуроформирующее основание повседневной жизни.

Предметом нашего исследования является литературное краеведение как прогрессивная тенденция в современной методической науке (на примере литературы Брестчины).

Цель нашей работы: доказать целесообразность введения краеведческого материала в урок русской литературы, а также рассмотреть основные методы и приёмы организации.

Для достижения вышеуказанной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

Выявить теоретические основы литературного краеведения и его современные социокультурные функции, его просветительский и культуроформирующий потенциал;

рассмотреть цели и задачи, а также формы краеведческой работы в школе;

выявить и рассмотреть основные средства, методы и приёмы введения краеведческого материала в урок русской литературы;

изучить формы включения литературного краеведения в практику учебных заведений.

Наша работа состоит из 3-х глав и заключения:

1 глава: раскрывается понятие краеведения, рассматривается главная цель, а также задачи краеведческой работы в школе, её социально значимые функции. Изучаются принципы, на которых базируется краеведческая работа с детьми.

2 глава: рассматриваются и изучаются основные формы и методы краеведческой работы в школе. Представлено изучение и анализ основных приемов включения краеведческого материала в урок.

3 глава: показывает пример введения краеведческого материала в урок русской литературы (рассмотрение поэзии А. Гарая в контексте изучения темы Великой Отечественной войны в литературе).

Таким образом, задачей современной методической науки является разработка научных основ содержания обучения, поиски новых форм организации учебной деятельности учащихся. А одним из эффективных путей, позволяющих решить эту задачу в условиях национальной школы, является использование материалов литературных связей и краеведения на уроках русской литературы.

Литературное краеведение – специфическая отрасль науки о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Во всех изучаемых предметах расширяется представление учащихся об окружающем мире, об исторических и культурных связях родных мест с жизнью всей страны.

Еще по теме:

Отношение студентов УдГУ к федеральному интернет-экзамену
Пять лет студенты УдГУ сдают интернет-экзамен. За этот период сложились определенные модели поведения и мнения, касающиеся как целей и зада ...

Анализ предметной системы обучения и необходимость ее модернизации на основании интегрирования предметов
Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она соз ...

Психологические основы обучения чтению
Чтение является тем видом коммуникативно - познавательной деятельности учащихся, которая направлена на получение информации из письменно фи ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru