Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы в школе имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его активный интерес к современной культурной жизни своего города (села, района), быть знакомым с литературой по методике и обмену опытом литературно-краеведческой деятельности, уметь работать с архивными источниками.
Начинать работу по литературному краеведению педагогу следует, прежде всего, со сбора следующих сведений:
какие деятели культуры являются его уроженцами, какие бывали в данном крае?
В каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края?
Какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края?
Какую роль сыграли писатели – земляки в создании местной и общенациональной культуры?
Источниками таких сведений могут быть художественные произведения, очерки, воспоминания, письма писателей и их современников, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати, монографии и семинарии о писателях, летописи жизни я творчества писателей, справочники и путеводители по родному краю, ученые записки местных вузов, районные и областные газеты и журналы.
Большую помощь педагогу могут оказать краеведы, родственники (потомки) писателя и другие люди, близкие писателю.
Рассмотрим введение краеведческого материала в урок русской литературы на примере занятия, посвящённому анализу поэзии нашего земляка, уроженца Брестчины, Анатолия Гарая.
Следует отметить, что на сегодняшний день в учебной программе по русской литературе существует ряд разделов, в которые возможно и даже целесообразно включение краеведческого материала:
«Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» в 8 классе (2 ч)
«Русскоязычная литература Беларуси» в 8 классе (обзор)
«Русскоязычная литература Беларуси» в 11 классе (обзор)
И другие преимущественно обзорные темы
Вашему вниманию представляется примерный план-конспект урока литературы на тему «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» в 8 классе.
Цели урока: рассказать о значении поэзии и искусства в годы Великой Отечественной войны; познакомиться с военной поэзией Брестчины, способствовать воспитанию высоких патриотических чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;
Концепция: Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.
Оборудование урока: записи песен военных лет; поэтические сборники; портрет поэта; иллюстрации на тему войны, презентация на тему ВОВ.
Методические приемы: рассказ учителя; сообщения учеников, основанное на частично поисковой краеведческой работе; выразительное чтение, анализ стихотворений, эвристическая беседа.
Ход урока:
1. Слово учителя:
Ребята, давайте вместе прочтём эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете?
Никто и никогда не должен забывать своего прошлого. Наше прошлое- это наш опыт, он помогает нам избежать ошибок, не повторять их в будущем.
«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» (Левитан)
С этой верой белорусский народ прошёл самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы белорусский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы белорусов. Нет, этого нельзя забыть! Более полувека отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает, прежде всего, поэзия.
2. Прослушивание отрывка песни «Священная война».
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. (Слушаем куплет песни в записи).
Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправданна.)
Почему война названа народной? (Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» – потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)
Действительно, война была истинно народной, она охватила весь Советский союз. Но первыми нападение фашистских захватчиков встретили и отражали брестчане, защитники Брестской крепости.
Роль уроков русского языка в обучении и воспитании младших школьников
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, на ...
Примеры комплексов упражнений, занятий, игр для коррекционной
работы с детьми с нарушением слуха
1. «Стройная елочка» (игра-сказка) Задачи игры 1.закрепление умения различать музыку: тихую – быструю и громкую – медленную. 2. закрепление умения двигаться легким бегом на высоких полупальцах, сохраняя правильную осанку. Содержание игры Воспитатель рассказывает детям сказку. «В лесу было много ело ...
Способы разрешения конфликта
Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. Нежностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики. Столь же легким способом разрешения конфликта, но более изящным, а пото ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.