Педагогика и образование » Содержание современного российского образования: проблемы и перспективы

Содержание современного российского образования: проблемы и перспективы

Образование - процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколении, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? Эти вопросы всегда занимал великих педагогов, ученых, представителей педагогической науки, таких как Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт(сторонники теории формального образования), Спенсер, Гексли и др.(сторонники теории материального образования). Эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития.

Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У. Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря на явную ее привлекательность для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.

Современное мировое образование состоит из множества национальных образовательных систем, различающихся по своим культурным традициям, по уровню целей и задач, а также по своему качественному состоянию. Вместе с тем, стремление преодолеть в образовании профессиональную замкнутость и культурную ограниченность характерно для всего мирового сообщества. В связи с этим становится важным объединение усилий всех заинтересованных стран в поиске ответов на вопросы, обращенные к содержанию образования, и их осмысление в целях определения собственных ориентиров. Однако накопленный опыт не всегда становится достоянием других стран, что в известной мере тормозит развитие единого образовательного пространства.

В России за последнее время произошли серьезные изменения в области содержания образования. В условиях модернизации содержания образования весьма значимой оказывается проблема анализа, адаптации и использования образовательного опыта других стран, интегрирование его в содержание Российского образования. Недостаточное изучение данной проблемы в науке и состояние в школьной практике говорит о том, что данная проблема актуальна.

На основе этого можно выявить проблему:соответствие содержания российского образования современному мировому уровню. Данное противоречие позволяет сформулировать цель исследования: установить соответствие содержания современного российского современному мировому уровню. Решению цели будут способствовать следующие задачи:

выявить проблемы содержания современного российского образования

определить основные линии влияния Болонского процесса на содержание российского образования на современном этапе

Исходя из темы, цели и задач исследования, можно определить объект исследования:содержание Российского образования. Предметом же исследования является содержание современного российского образования.

Для выполнения исследования, решения его целей и задач привлекались следующие методы:

изучение научной литературы по педагогике;

анализГосударственных стандартов образования нового поколения, документов Болонского процессас позиции исследуемой проблемы.

Теоритическая и практическая значимость исследования заключается в том, что:

содержание образования в России на современном этапе нуждается в более тщательной проработке;

содержание современного европейского образования расширяется, в него включаются новые учебные предметы, используются новейшие достижения техники для получения лучших результатов;

современные реформы содержания образования могут привести к упадку качества образования в России, а также и к более глобальным проблемам;

Болонский процесс влияет на содержание образования, как в школе, так и в высших учебных заведениях, продолжительность обучения в школе и в вузах.

Еще по теме:

Значение уголка живой природы и его организация
Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются ...

Нравственное воспитание и учитель в современных социокультурных условиях
Исторический опыт свидетельствует, что государство слабеет и разрушается, если жизнедеятельность его граждан не скрепляется единой, вдохновляющей их общенациональной идеей. Что же для реализации этой идеи необходимо делать? В первую очередь следует обновить наши прежние подходы к одной из поистине ...

Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет луч ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0236