Педагогика и образование » Педагог как организатор образования и воспитания личности » Педагог как центральная фигура в образовании учащегося

Педагог как центральная фигура в образовании учащегося

Страница 1

Учитель в рамках традиционного подхода к образованию, обучению и воспитанию рассматривался всегда как субъект педагогической деятельности. Ведь деятельность педагога прямо либо опосредованно влияет на постигающего содержание образования учащегося, на развитие его личности. До недавнего времени отношения в системе «учитель – ученик» характеризовались только как субъект – объектные. Учитель учит, воспитывает, то есть воздействует на ребенка как на объект своей профессиональной деятельности, основной функцией которой является пропаганда культуры, знаний, приобщение к ним подрастающих поколений. Ученик – воспринимает это воздействие, усваивает учебный материал, у него вырабатываются определенные культурные нормы поведения и деятельности. Однако, как показывают специальные исследования и наблюдения за педагогической практикой, результаты, казалось бы, правильных педагогических воздействий одного и того же учителя на разных учащихся тоже разный и не всегда эффективный. Развитие психолого-педагогической теории создало предпосылки для понимания важного положения о том, что «всякое знание может быть только субъективным, личностным, охватывать не только образ мира, но и образ действий в этом мире».

Иными словами, ребенок как растущий человек, формирующаяся личность не может быть пассивным объектом, в который как бы «вливают» содержание образования и приучают к тому или иному типу поведения. Всякий человек учится сам. Знания, истины, мировоззрение не передаются в готовом виде, они должны пройти через сознание приобщающегося к образованию человека и стать его частью, внутренним содержанием его духовного мира. Поэтому каждому педагогу важно осознать сегодня основной постулат нового педагогического мышления – ребенок не только и не столько объект, сколько субъект обучения и воспитания. Для него как для субъекта педагогического процесса, в котором он образовывается, должна быть создана естественная здоровая среда, в которой не разрушалась бы его биологическая и психическая натура и в которой он мог бы сформироваться в целостную нравственную и творческую личность. Этой средой являются отношения в системе «учитель – ученик», которые характеризуются как «субъект – объект – субъектные». Образование человек получает сам – он овладевает знаниями, умениями и навыками, творческими способностями, нравственно-эстетическими взглядами, мировоззрением. Но этот процесс осуществляется через его отношения с другими людьми (в школьной системе образования в основном – с педагогами), через общение с ними, через диалог. Ведь культура всегда персонифицирована в другом человеке: родителях, старших братьях и сестрах, и особенно – учителях. Учитель – это человек, которого общество уполномочило профессионально осуществлять образовательную деятельность, способствовать личностному развитию ребенка как потенциального гражданина, предоставило возможность специальной подготовки к осуществлению этой жизненно важной для всех живущих на Земле профессии.

Поэтому процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым, обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Он же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Возрастные особенности детей шестого года жизни
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Дети шестого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим ...

Технологизация учебно-воспитательного процесса
Технологизация образования и учебно-воспитательного процесса, в частности, - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как учителями, так и учащимися и их родителя ...

Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.529