Педагогика и образование » Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию

Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности.

Но и для этих процессов нет пока четких опреде­лений. Одни исследователи считают, что понятие «форми­рование» более широкое, чем понятие «воспитание», дру­гое - что оно уже, ибо формирование - это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» мо­жет быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и при­своения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: станов­ления и развития личности.

Процесс воспитания - это про­цесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспи­тание личности.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом резуль­татов предыдущей. При таком понимании процесс воспи­тания - это саморазвивающаяся система, единица кото­рой - развивающаяся воспитательная ситуация.

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимо­действие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем сово­купность компонентов. Так преодолевается односторон­ность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, со­циально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспита­тельного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

В процессе Воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны. Их единство становится очевидным только при достаточно вы­сокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пре­делы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществля­ется воспитание.

Представления о воспитательной деятель­ности преподавателя учебного предмета, классного руково­дителя, коллектива - это еще отнюдь не процесс воспита­ния в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное.

Еще по теме:

Особенности формирования знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
Клинико-психологическое изучение выявило большое количество фактов, которые свидетельствуют о том, что дети с нарушением интеллекта иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают мир и функционируют в нем: неадекватно, не критично, часто инфантильно. Детям с выраженными нарушениями ...

Методика проведения дискуссии на уроке у старшеклассников
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом сл ...

Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко
В своих литературно-педагогических произведениях А.С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающих­ся в данном коллективе, подчеркивая значение самоуправ­ления воспитанников как решающего фактора воспитатель­ного воздействия на детей. Много ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.2345