Педагогика и образование » Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей – систематическая, целенаправленная воспитательно-образователь­ная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.

Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном вос­питательном значении материалистических представлений была сформули­рована А.И. Герценом: «Нам кажется почти невозможным без естество­ведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение приро­ды...».

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило сред­ством формирования его мировоззрения. Природоведческое образова­ние стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природ­ный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Обучение в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, эти­ческих, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности до­школьника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего умственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к систематическому обучению. Ознакомление с природой при специаль­ной организации обучения приносит положительные результаты в разви­тии восприятия, мышления и речи каждого ребенка.

Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положитель­ное воздействие природы на психику детей, на всесторон­нее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика – на­глядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает воз­можность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изучен­ные виды под один род».

Наши психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Анань­ев, Г.С. Костюк, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблин­ская, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др. в своих исследованиях показали, что между обучением, раз­витием и воспитанием существует тесная связь Много сделано в решении проблемы соотношения обучения и раз­вития в дидактическом плане лабораторией, которой руко­водил Л.В. Занков. В исследованиях этой лаборатории ут­верждается, что обучение, направленное только на усвое­ние знаний и выработку навыков, не может результативно воздействовать на развитие школьников.

Развивающее обучение есть средство активизации по­знавательных процессов, направленных на осознанное, бо­лее быстрое усвоение знаний учащимися.

Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они вы­явлению причинно-следственных связей, в раскрытии кото­рых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего, мышление.

Еще А.Я. Герд, разрабатывая предмет естествознания для младших классов школы, обращал внимание на уста­новление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета.

Содержание курса естествознания, разработанное А.Я. Гердом, послужило основой для последующих по­строений предмета. Эта основа принята и в новых програм­мах современной школы.

Ввиду комплексного содержания предмета природове­дения, базирующегося на многих науках, на первый план выдвигается задача приведения его в единую систему, установления строгой последовательности в изучении. По существу, все виды работы при изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти, воображения, интереса.

Сущность экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отно­шения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисцип­лин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к приро­де.

Целью данной курсовой работы является изучение различных сторон формирования экологического сознания детей, становления ответственного отно­шения учащихся к природной среде. Объектом нашего исследования стали проблемы развития экологического образования, воспитание экологической культуры современных школьников. В работе рассматриваются экскурсии в природу как один из ключевых аспектов экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

Еще по теме:

К.Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания
Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории ...

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина как база модульной технологии обучения
Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, - пишет П. Я. Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или преж ...

Особенности ориентации детей на местности
С развитием пространственной ориентации изменяется, совершенствуется и характер отражения воспринимаемого пространства. Восприятие внешнего мира, указывал И.М. Сеченов, пространственно расчленено. Такая расчлененность «навязана» нашему восприятию объективным свойством пространства — его трехмерност ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0259