Педагогика и образование » Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников » Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению

Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению

Страница 1

Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоцио­нальная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстети­ческий мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: «Растения всех радуют»; «Они нам нравятся», «Украшают город»; «Делают нашу жизнь красивой»; «Лес – наш друг»; «Без птиц было бы скучно встречать весну». В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: «Я сделал плохо, когда был малень­ким»; «Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь». Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для боль­шинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не диф­ференцируют свои действия и действия других по степени значи­мости их влияний на природу. Допускаются неправильные сужде­ния при объяснении, почему надо беречь природу: «Деревья выраба­тывают кислород и уничтожают газ»; «Если бы не было муравьев, лес был бы грязным» и др.

Младшие школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно «научить детей любить природу». Учащиеся начальной школы имеют представ­ление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия – от контроля за своим и чужим поведени­ем в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников.

Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: «Человек – часть природы»; «Надо стремиться пре­вратить планету в цветущий сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла». В целом же младшим школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня сформированности экологической ответствен­ности.

В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разно­образии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего форми­руются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каж­дого человека. Этим значение предмета не ограничива­ется. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компо­нентами неживой и живой природы, в объяснении влия­ния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с исполь­зованием природы и в соответствии с этим – воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подраста­ющего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспиты­вает и развивает детей.

Все формы работы с отстающими детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких ка­честв, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в по­ведении отдельных учеников, недоброжелательность по от­ношению друг к другу, невыполнение норм поведения. За­дача учителя – вовремя заметить эти отрицательные чер­точки, а главное – предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие прие­мы, которые воспитывают уважение учащихся друг к другу, доброту, справедливость, личную ответственность за вы­полняемую работу.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Особенности речи при семантической афазии
По определению В. И. Селиверстова, семантическая афазия – это сенсорная афазия, проявляющаяся нарушением понимания речи вследствие невозможности установить отношения между словами при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов, нарушается понимание фраз сложной грамматической констру ...

Основы патриотического воспитания
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отеч ...

Британское семейное воспитание
Крепостные стены для защиты от непрошеных вторжений не только опоясывают домашний очаг, но и разделяют его обитателей. Если японская семья замкнута для посторонних, то английская семья замкнута еще и внутри - каждый из ее членов куда больше сохраняет неприкосновенность своей частной жизни. Словом, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0273