Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения природоведению, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) условием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно усложняющихся заданий (познавательных задач) реализуется обучение систематическим знаниям о предметах и явлениях природы. Кроме того, познавательные задачи повышают эффективность и осознанность усвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность школьников.
Познавательные задачи по природоведению включают задания, вопросы и проблемы, которые дети решают в процессе овладения природоведческими знаниями. Каждая познавательная задача содержит определенную цель, имеет определенное содержание и требование, оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материала познавательные задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе (солнце, погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разные времена года.
В учебном процессе следует выделить основные познавательные задачи, решаемые в течение всего учебного года, раздела программы или урока, и частные, решаемые на отдельных этапах урока:
1) принцип единого целого, т. е. содержание всех задач должно быть объединено одной идеей (природоведческой закономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные времена года;
2) принципам усложнения познавательных задач: усложнение учебного материала; повышение степени его обобщения; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть ученик.
Усложнение природоведческого содержания познавательных задач заключается в последовательном включении новых «порций» знаний о природе. Так, сначала изучается объект или явление с внешней стороны (признаки погоды сегодня форма, величина, окраска и другие внешние признаки растений и животных).
Более сложны задачи об образе жизни растений и животных, их развитии и размножении. Чтобы ученик мог решить задачу типа «Как развивается бабочка-капустница?», он должен узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожих насекомых. Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.
Сложны также задачи, отражающие условия жизни живых организмов, которые влияют на строение, развитие, размножение, происхождение растений и животных. Примеры таких заданий: «Почему дятел может жить только в лесу?», «Докажи, что белка – житель леса» и т.п.
Другое направление в усложнении познавательных задач связано с повышением степени обобщения знаний учащихся о природе. Просты с этой точки зрения познавательные задачи, содержанием которых служат конкретные единичные явления и предметы, например: «Как зимует белка?», «Определить температуру воздуха в классе».
Природоведческие представления характеризуют довольно высокую степень обобщения знаний учеников. Задания типа «На какие группы можно разделить животных: лисица, сорока, пчела, медведь, воробей, муравей?», используемые на первых уроках природоведения требуют обобщенных знаний о животных.
Степень обобщения познавательных задач повышается, если для их выполнения ученику необходимо знать существенные признаки группы явлений (ученик должен оперировать понятиями): «Доказать, что утка – птица», «К какой группе животных относится еж?».
Задания, требующие умений устанавливать закономерности явлений, представляют самый высокий уровень обобщения. Задачи типа «Расскажите о жизни животных в разные времена года» наиболее трудны для учеников. Они требуют владения такими понятиями, как «животные», «звери», «птицы», «насекомые», требуют знаний обобщенных признаков жизни животных осенью, зимой, весной, летом, способов питания и развития животных.
Особенности восприятия поэзии и понимания
её детьми старшего дошкольного возраста
Художественный образ восприятия произведений литературы имеет субъективно-объективную природу. Он объективен в том смысле, что все необходимое для понимания уже сделано автором, вмонтировано в художественную ткань вещи. Существует «объективность» текста литературного произведения, музыкальной культ ...
Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном
возрасте
Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают детей, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Длительность сенситивного, т.е. наиболе ...
Методологические основания изучения формирования нравственных представлений
и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения
Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения в настоящее время является крайне актуальной. Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор ме ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.