Педагогика и образование » Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников » Задачи и содержание курса природоведения в начальных классах

Задачи и содержание курса природоведения в начальных классах

Страница 1

Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения природоведению, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) усло­вием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно усложняющихся заданий (познаватель­ных задач) реализуется обучение систематическим знаниям о предметах и явлениях природы. Кроме того, познавательные задачи повышают эффективность и осознанность усвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность школьников.

Познавательные задачи по природоведению включают задания, вопросы и проблемы, которые дети решают в процессе овладения природоведческими знаниями. Каждая познавательная задача содержит определенную цель, имеет определенное содержание и требование, оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материала по­знавательные задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе (солнце, погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разные времена года.

В учебном процессе следует выделить основные познава­тельные задачи, решаемые в течение всего учебного года, раз­дела программы или урока, и частные, решаемые на отдель­ных этапах урока:

1) принцип единого целого, т. е. содержание всех задач должно быть объединено одной идеей (природоведческой за­кономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные времена года;

2) принципам усложнения познавательных задач: услож­нение учебного материала; повышение степени его обобще­ния; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть ученик.

Усложнение природоведческого содержания познаватель­ных задач заключается в последовательном включении новых «порций» знаний о природе. Так, сначала изучается объект или явление с внешней стороны (признаки погоды сегодня форма, величина, окраска и другие внешние признаки растений и животных).

Более сложны задачи об образе жизни растений и животных, их развитии и размножении. Чтобы ученик мог решить задачу типа «Как развивается бабочка-капустница?», он дол­жен узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожих насекомых. Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.

Сложны также задачи, отражающие условия жизни жи­вых организмов, которые влияют на строение, развитие, раз­множение, происхождение растений и животных. Примеры та­ких заданий: «Почему дятел может жить только в лесу?», «Докажи, что белка – житель леса» и т.п.

Другое направление в усложнении познавательных задач связано с повышением степени обобщения знаний учащихся о природе. Просты с этой точки зрения познавательные зада­чи, содержанием которых служат конкретные единичные яв­ления и предметы, например: «Как зимует белка?», «Опреде­лить температуру воздуха в классе».

Природоведческие представления характеризуют довольно высокую степень обобщения знаний учеников. Задания типа «На какие группы можно разделить животных: лисица, соро­ка, пчела, медведь, воробей, муравей?», используемые на пер­вых уроках природоведения требуют обоб­щенных знаний о животных.

Степень обобщения познавательных задач повышается, если для их выполнения ученику необходимо знать существен­ные признаки группы явлений (ученик должен оперировать понятиями): «Доказать, что утка – птица», «К какой группе животных относится еж?».

Задания, требующие умений устанав­ливать закономерности явлений, представляют самый высокий уровень обобщения. Задачи типа «Расскажите о жизни живот­ных в разные времена года» наиболее трудны для учеников. Они требуют владения такими понятиями, как «животные», «звери», «птицы», «насекомые», требуют знаний обобщенных признаков жизни животных осенью, зимой, весной, летом, спо­собов питания и развития животных.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

О введении иностранного языка в младшей школе
Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень но­вой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования проис­ходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способност ...

Методические рекомендации по устранению дисграфии на основе нарушения фонематического анализа и синтеза
Дисграфия на основе нарушения фонематического анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма язык ...

Психологические системы, лежащие в основе модульного обучения
Технология модульного обучения получила огромную популярность среди европейских развитых стран. Но что лежит в основе этой системы обучения? В основе лежат основные законы и принципы популярного в начале ХХ столетия течения – бихевиоризма. Сущность бихевиоризма. Бихевиоризм возник в начале XX столе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.8727