Педагогика и образование » Модульная технология обучения в профессиональном образовании » Модернизация педагогического образования Украины в контексте Болонского процесса

Модернизация педагогического образования Украины в контексте Болонского процесса

Страница 1

Стратегию развития образовательной сферы сегодня определяет недавно принятая II Всеукраинским съездом работников образования и утверждена Указом Президента Украины Л. Кучмы Национальная доктрина развития образования в ХХI веке. Международные консультанты и эксперты, приглашенные к участию в разработке этого документа, признали эту доктрину одной из наиболее перспективных национальных образовательных стратегий Европы.

Тем временем в Болонский процесс, который определяет тенденцию развития европейского образования, Украину не приняли, хотя она и подала заявление. Как и почему это случилось? Каким образом мы должны выйти на уровень Болонского процесса? Наш ближайший сосед – Россия, образовательная система которой ничем не отличается от украинской, в состав Болонского содружества входит с 2003 года.

Украину не приняли в Болонское содружество, т.к. она подала заявление слишком поздно, и экспертная группа, в состав которой входили представители Франции, Германии, Голландии и других стран Европы, физически не смогли рассмотреть наше заявление. В общем процесс структурного реформирования национальных систем образования, изменение образовательных программ и инструкционных преобразований должен происходить по таким главным принципам:

принятие удобных и понятных градаций дипломов, степеней и квалификаций;

внедрение двухступеневой системы образования;

внедрение единой системы предметных единиц;

определение и придержание европейских стандартов качества образования;

устранение преград для большей мобильности студентов, преподавателей, исследователей высшей школы.

С «косметическим ремонтом» системы педагогического образования Украине в европейском содружестве стран делать нечего. Необходимо фундаментальное обновление. Прежде всего мы должны выйти на новый уровень интеграции науки и педагогического образования. Информационная революция требует от учителя постоянного обновления знаний, умения учится на протяжении всей жизни. Преподаватель должен быть ученым, вести разнообразные научные исследования, привлекать к ним студентов.

Вхождение в Болонский процесс требует радикальной модернизации содержания педагогического образования. Для этого необходимо ликвидировать застаревшие мифы, своеобразную идеализацию образования, присущую тоталитарному обществу, исключить мелочные материалы и приблизить к реальному историческому процессу.

Существенную уступку следует сделать в направлении демократизации образовательной политики: децентрализация системы образования, повышение самостоятельности университетов, мобильности преподавателей и студентов, внедрение государственно-гражданского управления педагогическими заведениями.

Нововведения должны коснуться организации ранней профориентации выпускников общеобразовательных школ.

Не может быть оставлена без внимания и воспитательная работа в педагогическом университете. Она должна выполнятся на культурной основе, через формирование толерантности, умения жить вместе, уважая этническое конфессиональное, культурное разнообразие и одновременно с гордостью за свой национальный быт, культуру, суть.

Важной нормой Болонского содружества является повышение мобильности преподавателей и студентов, самостоятельности студентов, уровня их самоорганизации.

Важным заданием модернизации педагогического образования Украины является внедрение кредитно-модульной системы организации образования. Эта модель требует разработки современных механизмов совершенствования учебного процесса, определения результатов качества образования, управления учебным заведением.

Украине для присоединения к Болонскому содружеству во время конференции министров образования в 2005 году в г. Берген (Норвегия) необходимо было выполнить ряд условий. Этим активно занимается Министерство образования и науки Украины. На уровне государственного внедрения образовательной сферы Украины в международный образовательный простор признается сегодня важной составной частью модернизации образования в контексте модернизации модели развития.

Важным событием в контексте присоединения Украины к Болонскому процессу стал международный семинар «Реформирование высшего образования и Болонский процесс», который происходил в Киеве 25 – 26 ноября при участии экспертов Совета Европы во главе с председателем комитета высшего образования и исследований Совета Европы Сьюром Берганом.

Но вхождение в общеевропейскую систему высшего образования для нас сложное и в некоторых случаях мучительное. Членство в Болонском процессе диктует значительные изменения в высшей школе стран, которые присоединяются. В самом деле, сложно организационно-методически совершить и психологически согласится, что международно признанной научной степенью станет «доктор философии», скорректировать принципы присуждения научных степеней, сформированные не протяжении десятилетий. Каждый ли руководитель будет готов сделать студенчество полноправным партнером в управлении высшим образованием? Что такое «европейский инженер» сегодня и как перестроить подготовку инженера, традиционную для украинских традиционных университетов, перейти к двухстепенной системе подготовки, совершить реальную интеграцию науки и образования? Нужна новая концепция высшего образования, в частности технического, с учетом требований Болонского процесса и решительность в совершении реформ.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благопо ...

История развития учения о голосе и его нарушениях
Изучение патологии голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, н ...

Теоретические основы предметной обученности
Предметная обученность является фундаментом качества образования, именно на ее основе создается здание предметных и надпредеметных компетенций. Высокий уровень предметной обученности позволяет ученику успешно овладевать деятельностью, а учителю формировать определенные стандартом умения. Таким обра ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0397