Для разработки опорного конспекта по дисциплине «Менеджмент», нами была выбрана тема «Методы управления», имеющая важное значения для эффективного менеджмента, поскольку методы управления – это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений.
В процессе конспектирования нами были осуществлены следующие действия:
1. Отбор учебно-методического материала к занятию с использованием письменных источников.
2. Изучение источников, отобранных для составления конспекта занятия.
3. Выбор наиболее значимой и существенной информации по теме занятия.
4. Компоновка отобранного учебно-методического материала.
5. Обработка сведений с учетом будущей учебной ситуации: переформулирование, переконструирование отобранного учебно-методического материала и выделение основных (ключевых) понятий, используемых на каждом этапе занятия.
6. Подбор языковых средств, помогающих ввести учебно-методический материал в конспект.
7. Запись отобранного учебно-методического материала в новой графической форме, с попутным его сокращением.
Рассмотрим подробнее процесс методической разработки опорного конспекта по теме «Методы управления».
В качестве литературы для составления конспекта были рассмотрены учебники «Основы менеджмента» А.И. Афоничкина, «Основы менеджмента» В.Р. Веснина и «Управление персоналом» А.П. Егоршина. Выбор именно этих источников был обусловлен тем, что все они рекомендованы Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента. В них рассматривается круг вопросов общего менеджмента, в том числе и интересующая нас тема – методы управления.
После изучения литературы, была отобрана наиболее значимая и существенная информации по теме занятия. В результате появился, конспект, подготовленный на основе извлечения и систематизации материала, определенных данных из нескольких посвященных одной теме источников. В том случае, когда конспект занятия создается на основе одного источника информации, говорят о монографическом конспекте; если к составлению привлекается несколько источников информации, то речь идет о комбинированном конспекте.
Для выделения из целостного отобранного содержания самое главное, предполагало: определить предмет темы, разделить информацию на логические части, рассортировать материал (отделить главное от второстепенного), найти смысловые опорные пункты, произвести группировку материала в виде записи, т.д.
В нашем комбинированном конспекте были выделены следующие блоки.
1. Определение понятия «методы управления».
Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий для достижения целей. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам.
2. Основные принципы управления:
– принцип целенаправленности (все действия совершаются исходя из общих целей и задач процесса управления);
– принцип оптимизации (позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и повышает его функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов);
– принцип стимулирования (необходимость внешних побуждений, элементов трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда).
3. Классификация методов управления:
А). Административные методы (базируются на власти, дисциплине и взысканиях):
– организационные воздействия – должностные инструкции, штатное расписание, устав организации, и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность персонала конкретной организации;
– распорядительные воздействия – приказы, распоряжения, инструкции, указания;
– дисциплинарная ответственность – штрафы, выговоры, понижение в должности, увольнение (из-за ненадлежащего исполнение или неисполнения трудовых обязанностей);
– материальная ответственность – удержание части денег из зарплаты, лишение премии (обязанность работника возместить ущерб, причиненный им предприятию или отдельному лицу).
Б). Социологические методы (исследование и разработка социальных нормативов):
– социальное планирование – выявление потребностей в определенном уровне оплате труда, жилье, условий труда, и т.д.
– социологические методы исследования персонала – анкетирование, интервьюирование, наблюдение, собеседование, т.е. все то, что представляет необходимые данные для подбора, оценки и обучения работников;
– соревнование – реализуется стремление людей к успеху, первенству, достижениям;
– партнерство – налаживание разнообразных форм взаимоотношений внутри и вне коллектива (дружеское, деловое, по увлечению, семейное).
В). Психологические методы (обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам и поведению):
– психологическое воздействие – внушение, убеждение, просьба, совет, запрещение, требование, комплимент, намек, осуждение, похвала;
Анализ факторов, влияющих на качество
подготовки специалиста
Под качеством специалистов, выпускаемых вузами, будем понимать некоторую систему свойств специалистов, которая определяет собой их пригодность для удовлетворения общественных потребностей. (1.2) где - некоторое свойство, умение специалиста. Вуз обеспечивает соответствие выпускаемых специалистов сис ...
Просмотр занятия по конструированию. Тема: «Игрушки»
Задачи, которые поставил педагог: Продолжать учить детей самостоятельному конструированию из строительного материала, используя в качестве образцов рисунок-схему. Анализ: Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализов ...
Диагностика мотивации учения у младших школьников
В ходе исследования был проведен эксперимент в двух третьих классах, экспериментальном и контрольном средней школы №189 города Новосибирска. В классах по 20 человек. Экспериментальный класс очень дружный и дисциплинированный. На уроке с ними легко работать, так как каждый хочет ответить, никто не о ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.