Второй компонент цели технологического образования, прежде всего, вытекает из важнейшего принципа образования: связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой. Приобретая трудовые умения и навыки, школьники не только психологически, нравственно, но и практически готовятся к труду. Реализация данной цели возможна только при соединении процесса обучения с производительным трудом учащихся.
Третий компонент общей цели технологического образования выдвигается потому, что она является важным средством ознакомления учащихся с различными видами профессионального труда, и в первую очередь с трудом рабочих. В процессе трудовой подготовки ученикам предоставляются широкие возможности для практической проверки своих интересов, склонностей, способностей к определенным видам труда, для пробы своих сил при выполнении работ, относящихся к ряду различных профессий. В соответствии с этим компонентом общей цели трудовое обучение должно быть организовано так, чтобы способствовать воспитанию у учащихся устойчивых профессиональных интересов, правильных мотивов выбора профессии.
Названные выше компоненты общей цели трудового обучения учащихся указывают на ее воспитывающую, развивающую, практическую, созидательную и профориентационную направленность.
Концепция технологического образования школьников, принятая ныне за основу, утверждает триединую задачу трудового обучения:
повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;
обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;
воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).
Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека по сложившимся в практике общеобразовательных учреждений видам труда (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный).
Очевидно, что в рамки задач «Технологии» органически вписываются:
формирование у учащихся политехнических знаний об основах наиболее распространенных и перспективных технологий и экологической культуры;
рациональное объединение при трудовом обучении в систему умственных, сенсорных и физических действий;
развитие творчески думающей, активно действующей и легкоадаптирующейся личности, что необходимо в условиях конкуренции, многоукладности;
привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи;
умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу при реализации собственной продукции и услуг.
Трудовое обучение как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами.
Понятие социальная адаптация в отечественной и зарубежной
психолого-педагогической литературе
По существу изучения проблема социальной адаптации личности находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим перспективным подходом в комплексном изучении человека. Сам термин исходит от латинского слова adaptatio – приспособление. В науке всегда существовала потребность в общеприн ...
Система работы по физическому воспитанию детей с отклонениями
в развитии детей 5-7 лет
Важное значение в системе обучения придается физическому воспитанию детей, направленному на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физ ...
Исторические предпосылки возникновения игры
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Игра не возн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.