Педагогика и образование » Современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь » Особенности развития современной семьи

Особенности развития современной семьи

Страница 3

• увеличение числа разводов. Нужно иметь в виду, что не всякий развод - плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. До 90% разводов падает на супружеские пары первого года жизни. Они происходят вследствие неподготовленности супругов к семейной жизни, неустроенности быта.

• увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников - старших братьев и сестер, нет и подопечных, где он приобретает соответствующий опыт защитника, старшего. Однодетная семья суживает опыт коллективных отношений. Ребенок становится центром семьи, которая отдает ему всю ласку, внимание, заботу. Если же к этому прибавить еще потерю родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка, то станет понятным, почему уже в младших классах как устойчивые черты поведения проявляются эгоизм, неразвитость коллективизма, черствость. Замечено, что похолодели отношения между родными братьями и сестрами, не говоря уже о двоюродных, троюродных. Учителю важно иметь в виду и то, что пока детей из однодетных семей было немного, они легко обживались во дворе, школе, коллективе, кругу своих сверстников. Они видели семьи своих товарищей, имели хотя бы наглядные примеры отношений заботы, уважения в многодетной семье.

В современной белорусской семье наблюдаются многообразные кризисные явления: утрата определённой категорией женщин функции первовоспитательницы детей; самоустранение значительной части отцов от воспитания детей; оставление, отказ матерями своих детей; увеличение числа родителей, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками; насилие и жестокое обращение родителей с детьми, пожилыми и престарелыми членами семьи; неподготовленность юношей и девушек к совместной семейной жизни.

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся:

– перераспределение материально-экономических функций внутри семьи: женщина сейчас может зарабатывать больше, чем мужчина, ребенок - больше, чем родители, изменение традиционных ролевых предписаний;

– изменение типа взаимоотношений в семьях: от традиционного детоцентристского - к супружескому;

– тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учебу, будущее, осознание невозможности научить детей, как надо жить в обществе, в котором взрослые часто сами дезадаптированы;

– в связи с интенсификацией производственной деятельности взрослых членов семьи, которые вынуждены больше работать, чтобы обеспечить прожиточный минимум, возник дефицит внутрисемейного общения, являющийся одним из основных каналов воспитательного воздействия; телевидение монополизировало сферу общения, выбрасывая информацию сомнительного свойства и качества; в результате урбанизации усиливается анонимность общения взрослых и детей;

– семье не достает свободного времени и средств, которые можно было бы направить на укрепление здоровья, развитие внутрисемейного общения, организацию досуга, семейный туризм и активный отдых, на самосовершенствование и развитие детей;

– конфликты внутри семьи, скандалы, разводы.

Кроме того, можно назвать и особенности семьи в нашем обществе:

– в основе создания семьи - любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение его в браке);

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Приёмы формирования основных мыслительных операций
В первой главе нами рассмотрены основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Опишем приемы формирования каждой мыслительной операции. Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или яв ...

Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, у ...

Эффективность использования моделей на уроках окружающего мира
В современном обучении моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления. Академик Р.С. Гайсина в своей статье утвер ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.3535