Педагогика и образование » Современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь

Современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Значимость семьи определяется тем, что, во-первых, семья является одним из основных социальных институтов общества, краеугольным камнем человеческой жизни, а, во-вторых, что этот институт сегодня переживает глубокий кризис. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане, являются глобальные социально-экономические изменения, которые произошли в нашей стране в последние десятилетия. А в семье, как элементарной ячейке общества и государства, отражаются и получают «человеческое измерение» все процессы реформирования страны.

За годы реформ произошло резкое снижение статуса семьи. Оказались подорванными ее экономические, социальные, нравственные основы. Увеличилось количество разводов, и вырос престиж одиночно холостяцкой жизни, уменьшилась рождаемость детей в семьях, появилось много семей, не справляющихся с воспитательными и иными функциями.

Кризис семьи отражается и на изменении отношения к детям. Многие современные родители не чувствуют ответственности за воспитание своих детей достойными людьми. А отсюда - социальное сиротство, дети, брошенные родителями или изъятые из семьи органами опеки и попечительства. Не сокращается и число детей, убегающих из семей из-за жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все эти явления нашей жизни, конечно же, не могут не волновать.

С целью укрепления малой ячейки общества в нашей стране предпринимаются различные меры, начиная с разработки и введения в действие государственных программных и нормативных правовых актов. Среди важнейших можно назвать Национальную программу демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, Президентскую программу «Дети Беларуси» на 2006 – 2010 годы, Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 – 2010 годы. В задачах этих документов значится повышение престижа семьи, являющейся наиболее благоприятной естественной средой для развития ребенка, оказание родителям и детям необходимой помощи.

Однако современная парадигма гуманно-личностного образования требует необходимости отойти от традиционного формирующего и воздействующего подхода к работе c родителями («формирование педагогической культуры», «педагогическое просвещение», «воспитание родителей» и т.п.). Требованием времени является - необходимость родителей занимать партнерскую позицию по отношению к школе, выступать заказчиками образовательных услуг и принимать на себя функции субъектов образовательного процесса.

Цель работы - выявить современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь.

Задачи:

1. Охарактеризовать семью как специфическую педагогическую систему.

2. Раскрыть особенности развития современной семьи.

3. Выявить особенности семейного воспитания и воспитательного потенциала семьи.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи.

Еще по теме:

Стилевые черты и языковые особенности официального и неофициального стилей
Лингвистическая характеристика стиля предполагает анализ стилистически окрашенных языковых элементов. Большинство исследователей обращает внимание на необходимость разграничения двух типов стилистической окраски: эмоционально-экспрессивной и функциональной. И тот, и другой тип несет дополнительную ...

Особенности словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией
Исследование грамматического строя речи (Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В.Прищепова, И.Н.Садовникова и др.) выявило у большого количества школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. Трудности формирования грамматичес ...

Идеи Беруни о морали и нравственном воспитании
Беруни призывает людей воспитывать в себе высоко-нравственные черты, полагая, что освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знаний в обществе и упорного труда. Само приобретение знаний он считает большим и упорным трудом, требующим сил, времени и терпения. И дал ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0227