Под понятием современная семья понимается следующее: семья, живущая в современных условиях, которые отличаются от предыдущих. Так как семья - категория социально обусловленная, изменения в обществе влекут за собой изменения в семье.
В педагогической теории и практике существует много уникальных, ценных исследований, посвященных семье как институту воспитания. В настоящее время проблемами современной семьи занимаются Н.Н. Азисова, Д.Б. Баранова, О.В. Бессчетнова, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, Л.В. Карцева, О.Л. Лебедь, Г.И. Осадчая, А.П. Ощепкова, Н.Ю. Синягина, В.П. Сенько, В.М. Целуйко, В.В. Чечет и другие исследователи.
В современных условиях трансформации белорусского общества происходят изменения исторического типа белорусской семьи. Меняется структура семьи (модели). С одной стороны сохраняется традиционный патриархальный вариант семейной структуры. С другой стороны возрождаются модели, известные институту семьи с давних времен, - варианты полигамной семьи, внебрачно кровно-родственной неполной (материнской), внебрачно неформально полной (конкубинат - параллельное сожительство мужчины с женщиной при законной жене либо женщины с мужчиной при наличии брачного партнера), либо семьи в открытом браке. Кроме того, растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков или бездетных, что является инновационным явлением в современной брачно-семейной сфере.
Неизвестная до 90-х лет практика семейной жизни - браки между больными СПИДом заключаются ими на тот срок, который остался обоим партнерам.
Исследователями отмечаются следующие тенденции социально-демографического характера: снижение уровня брачности, рост числа разводов, наступление депопуляции (феномен низкой рождаемости). Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут, 1/3 семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины. Появилась социокультурная нормативная этика: в брак вступать предпочтительно, но не обязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не осуждается.
Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку. Так, по отношению к обществу основными функциями семьи являются:
• физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;
• воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;
• производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40 – 45 млн. человек;
• организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).
По отношению к человеку основными функциями семьи являются:
– супружеская функция. Супруги - самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку;
– родительская функция - семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей;
– организация быта. Известно, что семейный быт - самый комфортный быт в психологическом смысле.
Определение интернет-технологий
в образовании
Чтобы понять плюсы и минусы появления новых коммуникационных технологий, а именно интернет-технологий, и оценить их влияние на учебный процесс, рассмотрим некоторые аспекты развития образования. В историческом плане можно говорить о четырех эпохах в образовании: безбумажной, бумажной, компьютерной, ...
Образовательный процесс
и его составляющие
Образование можно охарактеризовать как: целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства; синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации; процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познаватель ...
Понятие культуры поведения детей; характеристика её компонентов
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собстве ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.