Педагогика и образование » Особенности организации социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и беспризорности в микрорайоне » Организационные основы диагностической работы по изучению личностных характеристик и причин детской безнадзорности и беспризорности

Организационные основы диагностической работы по изучению личностных характеристик и причин детской безнадзорности и беспризорности

Адекватная и ранняя диагностика отклонений и потенциальных возможностей психики ребенка, а также организация педагогической работы в соответствии с этими возможностями будут иметь для него огромное значение. Чем раньше выявлен дефект развития ребенка, тем более эффективной будет помощь.

Системный анализ личностных особенностей ребенка позволяет составить целостное представление о развитии ребенка, дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки этого развития, но и выяснить первопричину, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного характера, а также определить потенциальные возможности и динамику его индивидуального развития.

Организация изучения поведенческих характеристик детей склонных к уходу из семьи, безнадзорных детей, определение уровня внутрисемейных взаимоотношений, ценностных ориентаций и жизненной позиции «уличных детей» основывается на следующих принципах:

1. Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Заключается в том, чтобы во всех спорных ситуациях, вставать на сторону несовершеннолетнего. Воспринимать его поведение не как преступление, а как болезнь.

2. Принцип добровольности.

Для проведения диагностики необходимо согласие подростка.

Принцип комплексного изучения детей. Учитывать все

факторы , влияющие на развитие ребенка. Только комплексный подход может помочь уличному ребенку вернуться в общество.

Принцип принятия.

Ребенок воспринимается таким как есть: со всеми его проблемами, привычками, болезнями. Наше общество сделало его таким, нам с ним и работать.

Принцип доверия.

Подразумевает отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний сообщает в процессе общения. Безнадзорный почувствовав доверие со стороны социального работника сам открывает секреты и снабжает правильной информацией. Необходимо быть предельно честным и открытым при общении с детьми.

Для изучения личностных характеристик и причин безнадзорности и беспризорности детей и подростков используются различные методы.

Метод наблюдения.

Наблюдение позволит судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка. Оно должно обеспечивать естественность психических проявлений ребенка, но при этом быть целенаправленным.

Наблюдение за поведением безнадзорных детей как метод изучения используется в различных целях.

. Наблюдение дает возможность зафиксировать уровень развития степень его работоспособности. Помогает сформировать целостный портрет ребенка не входя с ним в непосредственный контакт, что очень важно при изучении замкнутых , обособленных детей, расположив ребенка, постепенно перейти к экспериментальным заданиям.

2 Метод беседы

При изучении особенностей психического развития детей метод беседы используется как начальный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности ребенка с проблемами. От умения построить беседу зависит установление контакта, что подготавливает ребенка к обследованию при помощи специальных заданий.

Программа беседы с проблемным ребенком строится с учетом его особенностей приема и переработки информации, а также с учетом возможных проявлений речевого негативизма. Беседа дает представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности. Содержание беседы варьируется в зависимости от запроса родителей и ребенка, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей, от конкретных условий обследования.

3.Анкетирование,

Анкета является одним из элементов систематизации материала о безнадзорных и беспризорных детях. Нежелательно заполнять анкету в присутствии ребенка, потому что это вызывает у него подозрение и недоверие к чужому человеку. И скоре всего он даст лживую информацию.

Объем анкеты должен быть небольшим, состоять только из наиболее важных вопросов. Анкету удобно заполнять только используя свои записи в дневнике и в процессе неоднократного общения с ребенком. При первой встрече и согласии ребенка на контакт, записи ведутся в произвольной форме в блокноте или ответы запоминаются.

Еще по теме:

Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как сово ...

Структура предпрофильной подготовки и место элективного курса в ней
Как известно, становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации. Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного проц ...

Дифференцированная работа на уроках биологии
Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0125