Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Только в 2006г за время проведения оперативно-профилактической операции «Беспризорник» на территории ХМАО-Югры выявлено 566 безнадзорных детей, 23 беспризорных ребенка, зарегистрировано 1953 преступления, совершенных несовершеннолетними.
Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической реабилитационной, социально-правовой поддержки детей.
В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания; осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии;
Идет интенсивная переориентация оказания помощи семьям, с материальной на реабилитационную и адаптивную, создается широкая сеть учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, психолого-педагогической реабилитации трудных подростков, педагогические и социальные службы для детей, центры воспитательной работы с детским и взрослым населением микрорайона и другие. Каждое из таких учреждений вносит определённый вклад в ликвидацию «социальных болезней» общества, от которых страдают дети.
Однако ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Неразвитость социально-правовых инструментов, неэффективное финансирование учреждений социальной сферы в России привело к тому, что на сегодняшний день дети являются одной из наименее защищенных категорий населения.
Выявилась категория детей, которые пребывают в своеобразном статусе «ничейных». Они живут под одной крышей с родителями, но их связи с семьей разрушены. Биологическая семья не только не выполнила по отношению к ним своих функций, но стала фактором, деформирующим их социальное, индивидуальное, интеллектуальное и нравственное развитие.
Ведомственная разобщенность, отсутствие современных механизмов в управлении социальной сферой приводит к низкой эффективности использования этих средств, нет структуры, которая бы отслеживала весь процесс реабилитации дезадаптированного ребенка и отвечала бы за конечные результаты.
Назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, что обеспечит непрерывность в работе с социально -дезадаптированными детьми с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления, будет способствовать раскрытию и реализации внутреннего потенциала для самообеспечения. Для решения этой задачи требуется организация систематической социально-педагогической работы с ребенком и его окружением.
Итак, социальные потребности общества в дополнительном образовании и воспитании детей, педагогическая неразработанность проблем дополнительного образования в учреждениях, восстановления утраченного социального статуса детей и подростков из семей, находящихся в социально-опасном положении определили актуальность выбранной темы исследования .
Цель исследования - выявить особенности организации социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными детьми в микрорайоне.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность с беспризорными и безнадзорными детьми
Предмет исследования – содержание социально-педагогической деятельности с безнадзорными и беспризорными детьми в центре социального обслуживания населения в микрорайоне.
Гипотеза исследования –- использование различных форм и методов социально-педагогической деятельности в профилактической и коррекционной работе с безнадзорными и беспризорными детьми оказывает положительное влияние на формирование поведения и развитие личностных качеств подростка, способствует социализации несовершеннолетних.
Задачи исследования:
Проанализировать сущность обозначенной проблемы в психолого-педагогической, социально-педагогической литературе.
Подобрать методики и провести социально-педагогическую диагностику безнадзорных детей.
3..Изучить и выделить наиболее эффективные виды и формы социально-педагогической работы с детьми данной категории.
База исследования- Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга», отделение социальной помощи семье и детям.
Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности практического применения в работе социальных педагогов по профилактике безнадзорности и беспризорности детей и подростков.
Нетрадиционные формы урока, способствующие развитию
внимания учащихся при изучении английского языка
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поко ...
Методы оценки нарушений
формирования знаний об окружающем мире
Учет отличий интеллектуального развития детей обязателен для индивидуализации коррекционно-развивающей работы и повышения ее эффективности. Для диагностики можно использовать диагностико-коррекционную методику, разработанную А.Н. Косымовой. Диагностическим заданием является предложение сконструиров ...
Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте
Особенности самосознания, по мнению И.И. Чесноковой, зрелой, относительно сформировавшейся личности можно понять только на основе анализа этапов становления детского самосознания. В психологии нет единого мнения к периодизации становления самосознания. На проблему развития самосознания в детском во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.