По существу изучения проблема социальной адаптации личности находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим перспективным подходом в комплексном изучении человека. Сам термин исходит от латинского слова adaptatio – приспособление.
В науке всегда существовала потребность в общепринятых понятиях. Исследования проблем адаптации в различных областях науки и техники показывают, что на роль такой общенаучной категории вполне обосновано и логично может претендовать понятие «адаптация». Прежде чем приступить к анализу различных подходов к адаптации, необходимо дать определение адаптации как социальному механизму. Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней, от биохимического до социального. Сам термин «адаптация» впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей. В литературе по данной тематике встречаются следующие определения адаптации: К.К. Платонов считает, что адаптация это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию.
По мнению А.А. Налчаджяна адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. В общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.
По определению В.И. Медведева, «адаптация – это целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса». Эта реакция может иметь различную силу и интенсивность.
Д.П. Дербенев, на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия».
Психологические словари в общем случае определяют адаптацию как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;
в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;
г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм.
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует так же о многообразии взглядов в определении понятия «социальная адаптация». Следует принять во внимания, ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация» является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной. В Социологическом энциклопедическом словаре социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды.
В социологическом справочнике дается следующее определение понятия «социальная адаптация»: «Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды». В психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой – как результат этого процесса.
Использование блок-таблиц и структурно-логических схем
Готовясь к урокам, учителю необходимо видеть весь готовый курс истории, в общем, и четко описывать связи между темами. Для этого необходимо "стиснуть", весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Э ...
Общие требования к методам производственного
обучения
Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения. Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям: Воспитывающий характер производственного обучении; политехническая направленность производственно ...
Формирование двигательных умений и навыков в
процессе физического воспитания
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из сторон – физическое образование, под которым понимается «системное усвоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ни ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.