Педагогика и образование » Мониторинг качества предметной обученности » Система оценивания в начальной школе

Система оценивания в начальной школе

Страница 1

Наша начальная школа работает по безотметочной системе оценивания.

Для оценивания используются:

правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение, ставить перед ребенком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одновременно и т. д.);

развернутая словесная оценка учителя, иногда письменная, а раз в четверть – письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где следует постараться еще;

родительские собрания, где на фоне общего сообщения о результатах движения класса родители по лежащим перед ними работам ребенка могут увидеть его движение по сравнению со всем классом, здесь могут быть представлены и анонимные рейтинги контрольных работ;

индивидуальные беседы с родителями;

выставки всех продуктов учебной работы детей;

система портфолио (накопление продуктов детской учебной работы, начало которой связано с индивидуальным интересом учащегося, в портфолио фиксируются интересы ребенка и их динамика);

задания, не требующие оценки со стороны, они сами демонстрируют ученику уровень его достижений;

шкалы, отражающие динамику результатов;

шкалы, позволяющие видеть перспективу;

рейтинговая контрольная работа, где баллы определяются совместно с детьми, а затем каждый сам может определить результат выполнения;

система внеурочных образовательных событий (предметные игры, конкурсы, праздники, творческие экзамены, детские проекты). И т. д.

Рейтинговая контрольная работа. Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Публикация рейтинга при безотметочной системе оценивания важна для родителей и детей. Их волнует Не только то, продвигается ли ребенок в усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его результаты по сравнению с другими детьми. Родителям рейтинг демонстрируется уже в 1 классе, а для детей он вводится позднее. Время открытия рейтинга для детей определяет учитель. Ему следует помнить, что это может быть сделано только при следующих условиях: во-первых, все ученики имеют положительную динамику в подавляющем большинстве результатов и она (динамика) видна детям, т. е. они понимают, что их учебный труд приносит плоды, и улучшают учебные показатели; и во-вторых, когда в детском коллективе утвердились толерантные отношения: мир разнообразен и мы разные, кто-то быстр, а кто-то медлителен и это нормально.

Рейтинговая контрольная работа используется нечасто. Как итоговая работа, она может быть проведена в конце изучения большой темы и в конце четверти. Непременное условие – рейтинг анонимный: на доске демонстрируется столбик индивидуальных сумм баллов во главе с максимально возможным (идеальным) результатом, а далее детские результаты следуют в порядке убывания. Дети имеют на руках свою работу с набранной суммой баллов и по ней могут найти свое место в рейтинге. Аналогично действуют и родители на собрании или при индивидуальном собеседовании.

На заключительных этапах начальной школы, по мере того как дети освоят способ определения общей «цены» контрольной работы, научатся работать с критериями оценивания, можно будет заранее оценивать любую работу в 100 баллов (как 100%), создавая условия для формирования представления о стопроцентном выполнении работы. Здесь станет особенно важна работа по определению конкретной «цены» задания, а также определение, из чего складывается «цена» каждого задания. Тогда станет возможным определять процент выполненной работы. Понятно, что умение определять процент реализации – отлично развитая способность к самооценке.

Контрольная работа может быть составлена и по типу теста. Выполняя такую работу, ребенок уже имеет три-четыре варианта ответа, и ему надо выбрать верный. Среди представленных вариантов ответов есть:

правильные;

похожие на правильные;

неверные ответы, причем это может быть достаточно очевидно;

пустое место, куда можно вписать свой вариант, если не выбрал из представленных, потому что посчитал, что там нет верного;

–несколько верных ответов.

Дети учатся оценивать ситуацию, исключать заведомо неподходящие ответы и принимать решения. При составлении тестовых заданий они начинают отличать уровни сложности, а при составлении ответов для выбора выделяют причины ошибок. Сначала их удивляет, что в тесте часто хочется подчеркнуть не один ответ, а два или даже больше. И они тоже учатся делать такие ответы контролирующего характера, тем самым углубляют и больше осознают приобретенные знания. А через некоторое время могут уже составить и парочку разных, но верных ответов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Ж.Ж. Руссо о воспитании женщины
Руссо с большим вниманием рассматривает вопрос о том, какую жену выбрать для Эмиля. Воспитание невесты Эмиля Софи должно быть противоположно тому, которое получил ее жених. Назначение женщины, в понимании Руссо, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособл ...

Содержание работы социального педагога коррекционной школы по формированию здорового образа жизни учащихся
Сформированность здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого её члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения: Если созд ...

Педагогические технологии и их виды
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные – это технологии решения таких зад ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0142