Педагогика и образование » Особенности проявления познавательного интереса у младших школьников » Характеристика понятия «познавательный интерес»

Характеристика понятия «познавательный интерес»

Страница 1

В данном параграфе будет раскрыта сущность понятия «интерес», виды интересов, а также характеристика познавательного интереса.

Прежде всего, обратимся к характеристике данного термина.

Интерес – это: 1. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. 2. Занимательность, значительность.

Как известно, интерес всегда имеет определенную предметную направленность. Интересы человека многообразны, как и многообразен окружающий нас мир. Однако из многообразия предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что значимо, важно, ценно для самой личности, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием.

По предметной направленности интересов и ограниченно связанными с ним сферами деятельности вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные технические, познавательные и т.д.

Особой и важной областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес. Рассмотрим его подробнее.

Педагоги и психологи познавательный интерес изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития. Одни исследования посвящены изучению психологической природы интереса (М.Ф. Беляев, Л.А. Гордон, А.А. Невский, И.М. Цветков и др.), другие рассматривают познавательный интерес как мотив (А. Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, М.Ф. Морозов и др.), а некоторые как отношение личности ( В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, В.Г. Иванов, Е.Ф. Рыбалко). Ряд исследователей изучают познавательный интерес как важное средство обучения (Г.И. Щукина, И.Г. Бабанский, Д.И. Трайтак, Ю.С. Фильков). Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения (М. А. Данилов, Р.Г. Лемберг, М Н. Скаткин и др.).

Сущность познавательного интереса и его роль в воспитании личности рассматривает Г.И. Щукина. Она пишет, что познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.

По мнению С.Л. Рубинштейна, это сложное отношение, которое носит двусторонний характер. В нем в единстве выступает объект интереса, т.е. явление, предмет, научная или учебная область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности.

« .Интерес, - пишет С.Л. Рубинштейн, - принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-либо предмет, это значит что, этот предмет для меня интересен».

Обратимся к истокам интереса.

Психологи утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т.е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека.

Учение И.П. Павлова раскрывает, как под влиянием всевозможных раздражителей, идущих из внешнего мира, у человека появляется реакция настороженности и ориентировки.

Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл».

Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес школьника к предмету не может носить характера подлинно познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и очень поверхностным.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Методические рекомендации
В связи с многообразием проявления методической деятельности существует много видов методических публикаций: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатов научного (диссертационного) исследования, други ...

Программные требования к преподаванию темы «Белки. Нуклеиновые кислоты» в средней школ
№ урока Тема занятия Вводимые опорные понятия и представления. Формирование специальных навыков Актуализация опорных знаний, умений, навыков по химии и междисциплинарным наукам 1. Белки – строение и свойства (2 часа) Знать основные аминокислоты, образующие белки; понятие о первичной, вторичной и тр ...

Семейное воспитание в развитии ребенка
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, ка ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0112