Изменение в самосознании при поступлении в школу связаны с предметным характером обучения и воспитания сознательной дисциплины на основе возрастающей ответственности и самостоятельности учащихся.
Подростки ясно отделяют себя от оценки окружающих, но самооценка в этом возрасте носит конкретный характер, связанный с оценкой их личности товарищами, родителями, педагогами.
К юношескому возрасту, самооценка приобретает более сложный вид и перестает быть ведущей формой самосознания. Такой ведущей формой становится осознанное отношение к делу, осознания себя как субъекта не только личного, а именно общего дела.
В.С. Мерлин [исследуя проблему развития самосознания, выделяет иные стадии развития:
Сознание тождественности. Зачатки возможны уже в 11 месяцев, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.
Осознание "Я" как активного начала, как субъекта деятельности, которое появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фраза детского негативизма "Я – сам".
Осознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.
Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом возрасте и юношестве на основании накопленного опыта и деятельности.
При описании самосознания младших школьников ученые уделяют большое внимание самооценке, считают именно ее ведущей формой самосознания в данном возрасте. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Уровень самооценки зависит от ожидаемой оценки, той, которую предъявляет референтная группа к конкретной личности.
Выделяют три показателя самооценки, которые входят в структуру представлений личности о себе:
самооценка
ожидаемая оценка
оценка личности другими
Человек вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, позиции по отношению к себе и окружающим. Этот механизм оценок и самооценок, перенесенных во внутрь человеческой личности – интериоризированный механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей. Все существенно значимые оценки, формируются (у ребенка) в сознательной жизни личности. До того, как оценки будут интериоризированы, они зримо представлены в межличностных составах. Семья, учителя, родите6ли, товарищи, книги, фильмы активно формируют у ребенка его "Я" - идеальное и в то же время "Я" - реальное, учат его сопоставлять их. Ребенок начинает оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись равнять себя на других. К младшему школьному возрасту как раз завершается перевод "внешних" оценок в самооценку, потому эта форма самосознания так важна в данный период жизни ребенка.
Психологи также отмечают, что на становление самосознания в младшем школьном возрасте влияют гендерные различия.
Выяснением возрастных изменений содержания Я - концепции занимались Ливсли и Броумли (1937). Они пытались проследить изменения Я - концепции у детей от 7 до 14-летнего возраста. Детям было предложено написать сочинение на тему "Я", где они должны были обозначить все, что вкладывают в это понятие. Анализ материала позволил выделить 30 категорий, к которым прибегали дети в процессе самоописания. Было замечено, что по мере взросления в самоописаниях уменьшается относительное значение следующих категорий:
Внешность
Общие сведения и идентификация (половая, расовая и др.)
Друзья
Семья и родственники
Вещи, принадлежащие ребенку.
То есть, как видно, это объективные оценки, доступные самосознанию детей младшего школьного возраста и основанные на идентификации себя с другими людьми, попытка описать себя через близких людей и принадлежащие себе вещи.
Возрастала же относительная доля таких категорий как:
1. Обобщенные личностные качества
2. Устойчивые особенности поведения
3. Направленность
4. Интересы и увлечения
5. Убеждения и ценностные установки
6. Отношение к себе
7. Отношение к противоположному полу
8. Сопоставление себя с другими
9. Другие идеи, факты
То есть, по мере взросления появляется больше субъективных оценок, основанных на понимании своих внутренних, уникальных качеств, персонификации, самоопределения.
Дждерсилд так же писал о том, что дети младшего школьного возраста пытаются описывать себя с помощью внешних характеристик и указаний на физические данные, а для старшего возраста важнее внутренние особенности и характер взаимоотношение с другими людьми. Для младшего школьного возраста характерен эгоцентризм, дети проще описывают самих себя, чем других людей.
Виды координационных способностей
Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие КС. Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС: - во ...
Содержание блоков программы работы кружка «В мире чудес»
Занятия подготовительного блока Занятие 1. «Зимняя сказка» Цель: определить уровень сформированности изобразительных умений, интересов и предпочтений ребенка, воображения. Ход занятия: педагог просит детей вспомнить, какое сейчас время года и чем оно характерно. Предлагает нарисовать зимнюю картинк ...
Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.